Сборщик data-сетов, маркетинг-психолог, алгоритм-аналитик: что это за профессии и как развивается рынок труда индустрии развлечений
Рынок индустрии медиа и развлечений все больше нуждается в кросс-функциональных специалистах. Это продиктовано не только распространением технологий, но и появлением нового для нас COVID-контекста — рассказывает Анна Паршина, HR-директор «СберИнтертеймент»
Как развивается рынок труда
Медиаиндустрия особенно остро нуждается в специалистах, которые умеют одновременно разрабатывать, производить и продавать медиапродукты. А это значит, что в их арсенале должны быть знания в области маркетинга, стратегического планирования, дизайна, разработки и аналитики. Это связано с появлением новых видов бизнес-задач. Например, сотрудникам необходимо очень быстро реагировать на изменения рынка и потребительских предпочтений. Помимо этого, важно уметь эффективно применять «в поле» технологии big data и искусственного интеллекта. И при этом нельзя упускать из виду такую важную составляющую, как эмоциональный настрой клиентов, на который, кстати, тоже можно влиять с помощью разнообразных инструментов.
Эти вводные двигают рынок образования. В отчете ВЭФ говорится, что число работников, обучающихся по собственной инициативе, уже сегодня увеличилось в 4 раза, а количество работодателей, предоставляющих такую возможность, выросло в 5 раз. Этому способствуют развитие институтов корпоративного обучения, VR, образовательные онлайн-платформы, инструменты для дистанционного общения, в том числе с профессионалами международного уровня.
Большая часть команды «СберИнтертеймент» сегодня — это сотрудники креативного производства, разработки, журналистики, коммуникаций (это около 60% от штата). Развитие кросс-функционального взаимодействия, постоянный поиск новых идей и ответственность за новый крутой продукт объединяют специалистов с разными навыками. В нашей индустрии сегодня особенно актуальны такие специальности, как, например, video content creator, head of narrative, creative producer или promo producer. И мы видим, что уже скоро появятся совершенно новые профессии».
Какие креативные профессии уже появились
Video Content Creator
Это журналисты, контентмейкеры с профессиональным бэкграундом, которые имеют опыт структурирования, умеют анализировать большие объемы информации и выдавать результат в виде ярких образов. Все это необходимо, чтобы придумывать видеоконтент актуального сегодня формата, который несет в себе высокую концентрацию информации и сильные впечатления.
Head of Narrative
Специалист, имеющий серьезные навыки не только в написании арок и диалогов, но и режиссерское видение для кат-сцен и поворотных пунктов. Он искусно редактирует и является «сценарным доктором», знающим все о сторителлинге (причем, не только для кино и театра, но и для игровой индустрии).
Creative Producer, или Promo Producer
Это профессия на стыке креатива и навыков стратегического планирования. Сегодня в маркетинге есть большая потребность в многозадачных специалистах. Их отсутствие приводит к увеличению штата, наличию большого количества аккаунт-менеджеров, исполнительных продюсеров и т. д. При этом растут требования к скорости реализации проектов. Самое ценное — это единство креатива и стратегического мышления в одном лице. Такой специалист может делать все — от задумки до реализации.
Какие креативные профессии появятся в ближайшем будущем
Специалист по этике
Помимо технологического прорыва и скорости изменений на потребность в появлении новых профессий влияет культурная и политическая повестка. И специалист по этике — одна из таких профессий. Это формат не штатного специалиста, а, скорее, консультанта. В текущих реалиях крайне велик риск наступить на тонкий лед этики, ущемления прав. Возможно, уже скоро такие специалисты по этике будут проводить семинары и интенсивы, например, для редакций СМИ.
Сборщик data-сетов
Для ускорения обучения нейросетей нужны специалисты, которые будут писать и формировать их навыки. Каждый следующий объект исследования нейросетей будет занимать намного меньше времени, если сборщик data-сетов соберет и структурирует под исследование элементы для изучения.
Маркетинг-психолог
Это специалист, считывающий запросы клиента не только по брифу, но и анализирующий его психотип и потенциальные интересы. Он поможет выстраивать эффективные коммуникации с заказчиком, считывать потребности, структурировать бриф и максимально вовлечь партнеров в творческий процесс.
Алгоритм-аналитик
Это специалист по изучению, построению и тестированию гипотез работы алгоритмов социальных сетей, Google и т. д. В условиях закрытой охраняемой информации эти специалисты смогут решить поставленные бизнесом задачи. Они смогут предложить гипотезы построения алгоритмов, проверить их и сформировать гайдлайны по работе, например, с социальными сетями.
Найти мультизадачных специалистов на рынке пока непросто, поэтому компании под свои задачи начинают растить их внутри собственных коллективов. Для «СберИнтертеймент», управляющей развлекательными и рекламными активами «Сбера» (Rambler&Co, Okko, «Союзмультфильм», «СберИгры», «СберЗвук», «СберМаркетинг», «Компания Афиша», сейлз-хаус «Сберселлер»), является ключевой задачей сформировать такую среду, в которой обучение в рабочем режиме становится максимально быстрым и эффективным. Для этого в части бизнесов индустрии уже запущены и развиваются программы наставничества и спутников, обучающие корпоративные мероприятия (митапы, мастермайнды, кейс-клубы и сообщества), внутренние сервисы для поиска экспертов по развитию новых профессиональных навыков.