Прощай, инвестор!


Аналитика | 17 Ноября 2008

Прощай, инвестор!
Интернет-предприниматели уверены, что на кривой жизни их индустрии наступил длительный спад. Вместо производства радужных перспектив они берутся за срочное извлечение доходов.
Виктор Захарченко, директор контент-проектов компании E-generator: "Сейчас на рынке наступил момент, когда идеи больше ничего не стоят".

Интернет-предприниматели уверены, что на кривой жизни их индустрии наступил длительный спад. Вместо производства радужных перспектив они берутся за срочное извлечение доходов. Инвесторы же считают, что объективных предпосылок для сворачивания деятельности нет, и стремятся воспользоваться конъюнктурой. Одновременно с этим несмотря на общий пессимизм на рынок выходят новые проекты и новые деньги. Как будет выглядеть интернет-пузырь второго созыва?

Пиарщик компании "Кухнистрой" Алексей Лимонов очень любит культуру. Настолько, что в свободное от работы время создал сайт "Культгид.ру" и теперь не жалея ног собирает для него информацию, тратя все выходные на посещение выставок, фестивалей и других культурных событий. "Иногда по пять-шесть мероприятий в день выходит",— рассказывает Алексей.

Когда же любовь к культуре окончательно превратилась в производственный процесс, резонно возник и вопрос о выручке. "Хочу создать небольшую редакцию — человека два-три, делать материалы регулярно",— делится планами Алексей. Для этой цели теперь он ищет спонсора. Именно "спонсора", а не "инвестора" и тем более "кредитора". Потому что в ответ на вполне материальное финансирование Алексей может предложить лишь нематериальное внимание своей аудитории.

Если бы Алексей занялся этим вопросом хотя бы пару месяцев назад, его шансы были бы достаточно высоки. Но октябрь 2008 года разграничил теперь уже две эпохи на рынке интернет-проектов: ту, когда обязательной частью презентации стартапа были слайды, адресованные инвестору, и ту, где эти слайды выдраны с корнем. С октября 2008 года максимальные шансы на выживание получили компании, в лексиконе которых отсутствует слово "инвестор", инвестиционную программу заменил план продаж, а вместо инвестиций фигурирует выручка.

Модельный ряд
"Да, о смене моделей вполне можно говорить,— считает директор по инвестициям компании AddVenture Елена Масолова.— Теперь стартапы будут играть не в капитализацию, а в монетизацию. Перестанут накручивать показатели, а будут стремиться как можно быстрее заработать деньги". Компания Елены Масоловой воспроизводит на российском рынке модель живой легенды венчурного бизнеса — американской компании Y Combinator. Проекты, которые она берет под крыло, получают финансирование (довольно скромное) и фиксированный срок (довольно жесткий) доведения своих идей до фазы, когда их можно будет представлять инвесторам. Первая должна была состояться в ноябре. Время, конечно, внесло коррективы. "Один из наших проектов был нацелен на стратегического инвестора. Это был проект для киноиндустрии, в других условиях он был бы востребован, но сейчас на этом рынке обвал",— делится Елена.

Сейчас AddVenture срочно перепрофилирует проект на предоставление услуг игрокам рынка. Выручка — вот главная цель каждого игрока на рынке интернет-стартапов конца 2008 года.

Услужливый бизнес
"Мы всегда делали проекты, ориентированные на оказание услуг",— говорит Виктор Захарченко, руководитель контент-проектов компании E-generator, входящей в холдинг "Финам". E-generator давно уже сам превратился в нечто вроде инкубатора, с тем отличием, что там развивают не чужие идеи, а свои.

На оказание услуг ориентированы, например, "Поручено.ру" — сервис, сводящий людей, которым нужно найти исполнителя, или новый проект компании — "Павлик Морозов" с идеей поиска потенциальных клиентов и их координат. И хотя ни одно из детищ E-generator не выросло до масштабов "Одноклассников.ру", выручку они генерируют исправно. "Это наша философия,— говорит Захарченко,— мы планируем проекты так, чтобы они выходили на рентабельность через три месяца после запуска".

"Если раньше инвесторы с интересом рассматривали проекты, основанные на оригинальных идеях и, соответственно, оригинальные идеи монетизации, то теперь им не до фантазий",— говорит Игорь Денисов, экс-директор проекта "Хабрахабр". Бывший сотрудник "Тематических медиа" делится собственным недавним опытом работы в венчурном фонде Reveality Venture Capital: последние полгода стали действительно последними для популярной ранее идеи "наберем аудиторию, а там посмотрим, как на ней заработать".

Именно эту идею долгое время продавали инвесторам крупнейшие российские социальные сети. Но например, получив контроль над "Одноклассниками.ру", фонд Digital Sky Technology сменил президента Альберта Попкова на "профессионального монетизатора" — президента "Мамба.ру" Никиту Шермана, который тут же ввел новые сборы с пользователей. К услугам по сохранению анонимности при просмотре анкет, размещению фотографий и плате за высокие оценки добавилась платная регистрация. Официальная причина — борьба со спамом. И хотя руководство компании говорит о том, что "дело не в кризисе" и "компания переросла этап, когда жила за счет инвестиций", эти действия отлично вписываются в новую картину мира.

"Есть всего несколько способов монетизации интернет-проекта, все они хорошо известны,— продолжает Денисов.— Это медийная или контекстная реклама и услуги. Именно в таких координатах инвестор хочет видеть достоверный расчет выручки, которую принесет проект". Сегодня инвесторы избавились от желания рисковать. Они говорят — посчитайте нам "медийку", "контекст" и доходы от абонентской платы. Если "сходится" — проект рассмотрят.

В координатной сетке, нарисованной Денисовым, удобно рассматривать перспективы интернет-бизнеса. Казалось, идея проста: фаворитами в кризис окажутся программы, ориентированные на оказание услуг, а медийные и нацеленные на перепродажу набранной аудитории проекты ждут тяжелые времена. Однако не все согласны с такой точкой зрения.

Длинные деньги
"Если следовать этой катастрофной логике, то выходит, что в перспективе года-полутора мы не увидим ни одного проекта, где сроки окупаемости отличались бы от мгновенных. Однако это не так,— говорит Юрий Синодов, журналист и автор проекта "Роем.ру" о российском интернет-бизнесе.— За последнее время в онлайне запустилось два крупных медиапроекта, чьи создатели вряд ли не знают, что наступил кризис". Проекты, о которых говорит Синодов,— BFM под началом Антона Носика и Dailyonline под руководством Рафа Шакирова. "У этих проектов опытные команды исполнителей и инвесторов, и вряд ли они ожидают прибыли через три месяца, учитывая, что медиа — проекты с традиционно длинным сроком окупаемости",— добавляет Леонид Делицын, эксперт-консультант компании "Финам".

"Я бы не стал говорить, что любой сайт, не приносящий сегодня прибыли, не получит инвестиций. Например, длительные сроки окупаемости имеют такие проекты, как онлайн-игры, и что? Проекты в этом секторе не будут запускаться? Будут. А там быстрой монетизации не дождешься,— продолжает Синодов.— Их не получит сайт с непонятной моделью монетизации. По рынку по-прежнему ходят люди с деньгами, есть инвесторы, готовые вкладывать серьезные деньги. Просто сегодня у них появилась возможность сильно сэкономить".

Конъюнктурный подход
Последние три месяца, готовя к запуску проекты в своем инкубаторе, Елена Масолова как раз "ходила по инвесторам". Признается, были опасения, что общаться будет не с кем. Опасения оказались преувеличены. "Из инвестиционного процесса исключили фактор ожиданий,— говорит Елена.— Теперь инвесторы стремятся к минимизации риска и гарантиям доходов".

Интересное знамение времени — создание новых фондов, когда, казалось бы, самое время придержать наличные. Елена говорит, что знает минимум три структуры, создаваемые в настоящий момент и обладающие достаточными средствами для формирования портфеля. При текущей конъюнктуре, признает она, сформировать его будет и проще, и дешевле. "Раньше фонды стояли в очередь к проектам, разгоняя цены,— рассказывает Леонид Делицын.— От нехватки достойных объектов зачастую вкладывались в сомнительные". Сегодня, по мнению Леонида, рынок вряд ли ждет катастрофа, просто теперь те самые стоящие в очереди инвесторы постараются отыграться по полной.

"Я хорошо помню 2001 год,— вспоминает Делицын,— когда я работал в агентстве интернет-рекламы. Его владельцы продержались девять месяцев, перестали платить зарплату сотрудникам и до последнего просили за него $3 млн. В результате отдали бесплатно". Теперь лучшие сделки будут с теми активами, где при верной идее владельцы не успеют выйти на прибыль и столкнутся с финансовыми проблемами. При этом риски будут сняты, а затруднения окажутся временными. Что касается "жертв": конечно, все будут стараться "проскочить", дожить до подъема. Вот только удастся ли это?

Отсрочка на год
Бизнес компании inVenture, в которой работает Ярослав Грешилов,— производство продуктов из идей, поэтому пересматривать сущность своего бизнеса и фокусироваться на проектах с менее рискованной моделью он не собирается. "Для нас ситуация выглядит так же, как и для остальных,— говорит он.— Деньги стали дороже и менее доступны. Но корректировать стратегию смысла нет. Возможно, на следующий год мы сократим количество проектов, за которые возьмемся, но критерий "великая идея" и срок выхода на результат два-три года остаются".

Не собирается пересматривать свои планы, по словам Леонида Делицына, и компания "Финам": "Разве что больше внимания будем уделять компаниям, где уже есть финансовые потоки. И меньше тем, что существуют на уровне идеи, прототипа". Чего же тогда бояться стартапам?

По мнению Делицына, если мор интернет-проектов и случится, то не ранее чем через полгода. Лучшие шансы у проектов, ориентированных на оказание услуг, построенных на простых и понятных идеях, а еще больше у тех, что уже приносят деньги. "У проектов, рассчитанных на привлечение аудитории, сдуется маркетинговая часть,— считает Виктор Захарченко,— бюджеты, которыми "накачивалась" аудитория, сократятся до нуля, и их будущее не столь оптимистично". Медийные проекты, по мнению Синодова, и так привыкли к работе в жесткой конкурентной среде. Сейчас их поддерживает всплеск интереса аудитории к информации на фоне кризиса. Другой фактор поддержки — гипотеза о частичном перемещении рекламных бюджетов из офлайн-СМИ в интернет. Впрочем, произойдет это или нет — покажет время, считает Делицын: "Но те, у кого есть гарантированное финансирование хотя бы на год, скорее всего, этот кризис переживут".

Неделю назад Елена Масолова вернулась из Кремниевой долины, где общалась с местными игроками. "Во время знаменитого краха доткомов в Долине не было пробок,— передает она их наблюдения.— Сейчас в Долине пробки есть". В Москве с пробками пока тоже все в порядке. Возможно, октябрьская паника окажется лишь ухабом, через который удастся перебраться большинству игроков. Алексей Лимонов из "Культгида" утверждает, что все-таки нашел спонсора для своего проекта. Так что возможно, эра перепродажи ожиданий вовсе не закончилась.


Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Спецпроекты

Инфотека. Финансовые отчёты компании, прогнозы рынка, аналитика, руководства по маркетинговым инновациям и многое другое.

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама