Народный интернет-промысел
Как правило, они зарабатывают, эксплуатируя недостатки интернета. Их деятельность не регламентирована законом, и, имея по большей части деструктивный характер, она доставляет огромные проблемы тем, кто ведет в сети серьезный бизнес. Однако это явление фактически имеет большой социальный вес: сотни тысяч граждан, в том числе малоимущих, таким образом обеспечивают себе дополнительный доход, пусть и мизерный. Имя им — манимейкеры...
Как правило, они зарабатывают, эксплуатируя недостатки интернета. Их деятельность не регламентирована законом, и, имея по большей части деструктивный характер, она доставляет огромные проблемы тем, кто ведет в сети серьезный бизнес. Однако это явление фактически имеет большой социальный вес: сотни тысяч граждан, в том числе малоимущих, таким образом обеспечивают себе дополнительный доход, пусть и мизерный. Имя им — манимейкеры.
Индустрия для всех
В середине сентября по интернет-блогам и киносайтам прошла мощная волна восторженных отзывов о фильме "Гитлер капут". Многие сообщения поражали, мягко говоря, бессмысленностью, часть была написана будто под копирку. У кого-то это вызвало недоумение. Но люди знающие только улыбнулись: "манимейкеры". Слово "манимейкер" (от английского money maker — "зарабатыватель денег") стало в России обиходным относительно недавно, и его точный смысл еще не сформировался. В общем случае этим словом сейчас принято называть интернет-пользователей, которые стремятся найти в сети заработок и, как ни странно, его находят. При этом речь не идет об удаленной работе по найму или о так называемом фрилансерстве. Настоящий манимейкер работает исключительно на себя, пытается выстроить хоть и совсем маленький, но свой собственный бизнес.
Как зарабатывают манимейкеры? Зарабатывают на всем, что движется, шевелится, и из чего можно выжать хотя бы одну копеечку. Рыночная ситуация в интернете меняется стремительно, сегодня приносит доход одно, завтра — другое.
Как много зарабатывают? По-разному. В зависимости от сноровки и удачи доход может колебаться от "окупить доступ в интернет" до "заработать на квартиру в Москве". По мнению известного в манимейкерском сообществе владельца блогов kopernik.name и zagranicey.ru Евгения Четвергова, (сетевой псевдоним Kopernik), любой человек, имеющий доступ в интернет, располагающий временем для изучения способов заработка и поиска своей ниши, а главное — желанием делать все это, может за пару месяцев выйти с нуля на уровень $500-1000.
Бывший манимейкер, а ныне гендиректор компании i7.RU, Илья Поярков считает, что интернет — единственное место, где все действительно имеют равные возможности: "Я сейчас каждый год открываю в интернете новые "темы". Примечательно, что открываются они с полного (ну или почти с полного) нуля с копеечными вложениями. Залог успеха, как и везде,— незанятая ниша, а таких ниш в рунете еще много. В качестве примера моих успешных стартапов могу упомянуть i7.RU (автоматизированный сервис регистрации доменов), запущенный в 2007 году, и locals.ru (социальная сеть для общения и развлечения), запущенный в 2008-м. Но хочу заметить, что, в отличие от офлайна, большинство бизнесов в интернете, возникнув в одночасье, могут в одночасье же и лопнуть".
Каков социальный состав манимейкеров? Этого вам не скажет ни один социолог. Принято считать, и, скорее всего, это правильно, что подавляющее большинство здесь — молодые люди, студенты и даже старшеклассники. В последнее время в большом отряде манимейкеров сформировалась новая подгруппа — пенсионеры. Их затягивает в это дело прежде всего неплохая прибавка к пенсии. И, по мнению известного манимейкера, известного в сети как CapSap, молодежи скоро трудно будет тягаться со стариками. Если человек в 60 лет смог, сломав привычный уклад жизни, заняться принципиально новым делом, разобраться в хитросплетениях сетевого бизнеса, это говорит о больших способностях. Добавьте сюда жизненный опыт, заставляющий действовать взвешенно, обдуманно. Это как раз то, что требуется для сетевого бизнеса,— импульсивность, свойственная юности, часто только мешает.
Вместе с тем очень часто манимейкеры зарабатывают на несовершенстве того или иного интернет-рынка, и огромная армия жаждущих поживиться пользователей, собирающаяся вокруг таких дырок, способна этот рынок просто утопить. По мнению Игоря Ашманова, руководителя фирмы "Ашманов и партнеры", манимейкеров нельзя рассматривать как единую массу в отрыве от их способа заработка. "Слово "манимейкер" слишком общее,— говорит Ашманов,— есть так называемые дорвейщики, это те, кто старается украсть поисковый трафик; они сильно мешают жить поисковым машинам. А есть так называемые партнерки, когда приводя к кому-то клиента, манимейкер получает за это плату; эти вроде никому не мешают. А есть "скликиватели", которые имитируют рекламную активность, "скликивают" чужую поисковую рекламу руками или делают ее накрутку на своем сайте программно. Такие манимейкеры мешают бизнесу рекламных сетей поисковиков ("Бегуна", "Яндекс.Директа" и AdSense). Борьба с поисковым мусором отнимает много сил у разработчиков поисковика. Собственно, количество этого мусора во многом определяет качество поиска, на этот мусор тратятся значительные технические ресурсы — я думаю, десятки миллионов долларов в год, если считать зарплату программистов и трафик. Существенно больше, чем зарабатывают сами спамеры".
Из всего обилия вариантов извлечения дохода в интернете сейчас наиболее популярны следующие.
Свой собственный сайт. Это самый наглядный, очевидный и в то же время самый непростой способ заработать — добиться, чтобы твой сайт стал популярным, и продавать на нем рекламу или другие платные услуги. В последнее время, говоря слово "сайт", обычно имеют в виду сетевой дневник, блог. Развившаяся индустрия блогосферы позволяет завести сетевой дневник человеку, не обладающему ни техническими знаниями, ни талантами дизайнера. Достаточно просто хорошо писать на темы, которые интересны окружающим, чтобы дневник стал популярен до такой степени, что на размещении там рекламы можно было бы неплохо заработать.
Как считает Евгений Четвергов, в русскоязычной блогосфере появляется все больше возможностей для извлечения прямой прибыли из блогов. На Западе уже давно есть люди, живущие только за счет собственных сетевых дневников. Джон Чоу и Стив Павлина, Майки и Дэррен Роуз — эти имена на слуху у всех, кто интересуется блогосферой. Сегодня и в рунете существуют блоги, приносящие приличные деньги своим владельцам. К примеру, дневники blog.dimok.ru ($1500 ежемесячно), davydov.blogspot.com ($1700), maulnet.ru ($3000).
Некоторое время назад у владельцев дневников появился новый вид заработка: размещение заказных статей, которые якобы выражают мнение авторов, но на самом деле это мнение оплачено заказчиком. Что, в свою очередь, порождает еще один вид заработка,— специальные службы, через которые заказчики таких статей могут находить исполнителей. Примером таких посреднических сайтов могут служить blogun.ru и smopro.ru. Стоимость размещение платной статьи в раскрученном блоге может доходить до нескольких сот долларов. Есть еще и способ заработка за счет массовой автоматической генерации сообщений по нужной тематике в блогах, но он уже граничит с криминалом.
Бизнес на доменах. Недавно "Деньги" подробно рассказывали об этом способе сетевого заработка. Напомним, зарабатывать можно, придумывая доменные имена, регистрируя красивые домены и перепродавая их. Можно регистрировать домены, которые будут гарантированно посещаться, и располагать их на специальных парковках с рекламой. Доменный бизнес — вполне благопристойное и доступное занятие, на этом поприще трудятся и студенты, и серьезные фирмы, такие как студия Артемия Лебедева.
Партнерские программы. Этот способ заработать, пожалуй, самый популярный среди начинающих манимейкеров, он не требует никаких специфических навыков. Все, что нужно,— немного удачи и активности. Суть партнерской программы проста: вы приводите клиента на тот или иной интернет-сервис, а интернет-сервис платит вам за это. Например, на сайте сервиса didgiseller.ru можно получить простой код, который превратит ваши веб-страницы в витрину магазина, представляющую товары с сотен торговых площадок в интернете. Если посетитель вашего сайта купит какой-то из этих товаров, вы получите комиссионные.
А есть еще службы знакомств, самая известная из них — mamba.ru. Принцип здесь тот же самый. Вы размещаете на своем сайте код системы, который превращает его в филиал службы знакомств, вам платят за каждого нового клиента, зарегистрировавшегося через ваш сайт.
Поисковый спам и черная оптимизация. Это одни из самых ходовых на сегодня схем, применяемых манимейкерами. И, пожалуй, одни из самых деструктивных. Не секрет, что значительная часть посетителей приходит на сайты с поисковых машин. И вероятность этого посещения тем выше, чем выше ваш сайт располагается в перечне результатов поиска. А выше всего в выдаче поисковых машин находятся те сайты, на которые часто ссылаются другие сайты. Поэтому массовым явлением стала покупка ссылок на свой сайт. И, соответственно, создание сайтов, единственное назначение которых ссылаться на другие сайты. Какое-либо полезное содержимое для таких сайтов — вещь не обязательная, да и нежелательная, ведь за него надо платить.
Создать подобный фальшивый сайт можно быстро и без затрат. А принести он может как минимум несколько десятков долларов в месяц. Возникает целая индустрия. Одни зарабатывают, продавая места под ссылки на сайтах, другие — поднимая сайты в поисковых машинах за счет покупки таких ссылок, третьи — ставя на поток производство фальшивых сайтов, четвертые — наполняя эти сайты бесполезным содержимым. Получено оно может быть самыми разными путями.
Многие зарабатывают "рерайтингом": переделывают статьи с других сайтов. Переделка заключается в повсеместном использовании слов-паразитов ("таким образом", "учитывая сказанное" и пр.). Текст становится неузнаваемым, и поисковая машина уже не может выявить подделку. Страничка переделанного таким образом текста стоит $2. Имея определенный навык, можно зарабатывать до $50 в день.
Как говорит Игорь Ашманов, цель поисковых спамеров — создать как можно больше фальшивых сайтов, продвинуть их повыше в результатах поиска, а полученный трафик продать какой-нибудь системе контекстной рекламы или партнерской сети.
"Мы насчитываем примерно 30 видов поискового спама,— говорит Ашманов.— Есть псевдосайты, фальшивые каталоги, копированный контент... Весь этот мусор может составлять 70-90% от всего объема выкачиваемых и индексируемых поисковиком страниц. Представляете: 90% всего интернета — мусор!"
Истории успеха
Слово — манимейкерам. Kopernik: "В январе 2006 года я пришел в интернет в поисках заработка. Времени у меня было много, любознательности не отнять, а вот реальных знаний как и что делается — ноль без палочки. Черпая информацию из профильных форумов, я постигал смысл незнакомых терминов, стал понимать круговорот денег в паутине. Появились первые клиенты. Постепенно я стал фрилансером. При этом прекрасно понимал, что написанные мною тексты приносят неплохой доход владельцам сайтов. Желание иметь собственный ресурс, приносящий прибыль, постепенно превратилось в нестерпимый зуд. 5 мая 2007 года я написал первый пост. Для меня блогинг был занятием для души, но не для кошелька. Я и предположить не мог, что спустя несколько месяцев блог станет приносить ощутимую прибыль и займет достойное место в списке источников моего дохода".
CatSat: "Собственно, в мир сетевого заработка я попал случайно. Началось все с того, что у шефа был день рождения, и надо было придумать какой-то подарок. Извечная проблема, что дарить человеку, у которого все есть? Мне пришла в голову идея — подарить домен. Шеф был страшным собачником, а домен, совпадающий с породой его собак, был свободен. Я его и зарегистрировал. Спустя неделю мне перезвонили и предложили за этот домен $500. Я не продал, подарил домен шефу, но на ус информацию намотал. Нарегистрировал кучу доменов, (тогда еще было много свободных), совпадающих с породами собак, и продал большую их часть в течение полугода. Потом на одном форуме кто-то посоветовал запарковать непроданные домены на рекламной парковке. Результат удивил — домены приносили хороший доход. Сейчас занимаюсь тем, что на аукционах освобождающихся доменов отлавливаю те, что способны приносить доход на парковке. Как я это делаю, не скажу, это мое ноу-хау, могу сказать лишь, что практически каждый перехваченный мною домен гарантированно приносит $5-10 в месяц. А таких доменов у меня уже сотни".
Liska: "Как я стала этим заниматься? Ответ классический — случайно. Летом занималась отработкой в университетской библиотеке, сканировала и распознавала в файнридере методички. Сокурсник обратился ко мне с просьбой записать ему на флешку часть распознанных текстов, а на мой вопрос, зачем это ему, ответил, что ему нужен уникальный контент для сайта — любые тексты, которые еще не опубликованы в интернете. Я заинтересовалась, полазила по форумам, выяснила, что такие уникальные тексты пользуются большим спросом у оптимизаторов, потому что поисковые машины присваивают сайтам, содержание которых не было раньше опубликовано, повышенный рейтинг. Теперь занимаюсь этим профессионально. Сканирую, распознаю, продаю оптимизаторам по цене где-то полдоллара за 1000 знаков. Одна сканированная методичка может принести до 1,5 тыс. рублей".
По ту сторону
В манимейкинге просматривается четкая тенденция: чем "пристойнее" технология заработка, тем более стабильный доход она приносит, но одновременно требует от манимейкера большего интеллектуального участия, более серьезного отношения к делу. "Непристойными" видами сетевого бизнеса, вроде поискового спама, можно заниматься между делом, но и уровень дохода они обеспечивают меньший, да и нервы зачастую портят.
Манимейкинг можно уподобить пирамиде: наверху — интеллектуалы, зарабатывающие на популярности собственных сайтов, а внизу копошится масса тружеников практически непрозрачного рынка, занимающаяся чем-то не очень красивым и не вполне законным. По утверждению CatSap, практически никто из манимейкеров не платит налогов со своих доходов. И проблема тут вовсе не в нежелании платить. Доход самого CatSap от манимейкинга составляет порядка $10 тыс. в год, и ему было бы спокойнее отдавать положенные 13%. Но государство, по его мнению, просто не желает брать эти деньги, ставя манимейкеров в условия, в которых их легализация исключена: "Если я приду в налоговую, чтобы уплатить подоходный налог, против меня возбудят дело о незаконном предпринимательстве. Потому что по закону прежде чем заниматься таким заработком, я должен был открыть фирму или зарегистрироваться в качестве частного предпринимателя. А это значит, что я должен вести бухгалтерию и сдавать квартальные и годовые балансы. Я не против, но скажите на милость, как мне провести через эту бухгалтерию долларовый чек, полученный от Google Adsense? Как повесить на баланс рекламные площадки на американском сервере, на доменах, купленных в порядке взаимозачетов через систему PayPal? Я консультировался с аудиторскими фирмами, теоретически все это возможно, но стоимость ведения такой бухгалтерии будет раза в три больше, чем я зарабатываю".
Ну и какие перспективы? Для большинства манимейкинг является первым заработком в жизни, для многих становится основным источником дохода на какой-то период, а для кое-кого и профессией на всю жизнь.
Однако, по мнению CatSap, возможность заработать большие деньги манимейкингом — иллюзия. Начинающих игроков вводит в заблуждение легкость, с которой можно начать эту деятельность. Покупаешь домен "с индексами", делаешь на нем сайт, размещаешь платные ссылки, и спустя некоторое время $50-100 в месяц начинают капать в карман буквально из воздуха. Это затягивает. Делаешь еще один сайт, потом еще, ходишь по форумам, ищешь другие способы заработка, связываешься с порнотрафиком или перепродажей доменов. И спустя какое-то время твой доход подбирается к заветной отметке $1000 в месяц. Ты уже не замечаешь, что проводишь за компьютером почти все свое время, урывая для сна часов шесть в лучшем случае. И иначе нельзя. Ведь если не отслеживать и не регулировать десятки мелких денежных ручейков, то река дохода пересохнет. Манимейкер уже не осознает, что фактически лишился полноценной жизни и что, отсиживая в офисе положенные восемь часов, он зарабатывал бы сопоставимые деньги, но при этом у него оставалось бы больше свободного времени.
Существует порог, за которым собственно манимейкинг уже не может существовать, там может выжить только серьезный, полноценный бизнес. Доведя свой месячный доход до нескольких тысяч долларов, каждый манимейкер вынужден решать: либо нанимать сотрудников, чтобы переложить на них "текучку", и делиться с ним заработком, регистрировать предприятие, либо продолжать работать в одиночку, только на себя, безнадежно увязая в этой самой "текучке". Далеко не все дошедшие до этого порога могут правильно оценить ситуацию. Лишь единицы из сотен добравшихся благополучно его перешагивают.
АНДРЕЙ ШИПИЛОВ