Ведущие контейнерные линии прекратили работать с Россией
Эксперты считают, что особенно болезненным будет отказ Maersk, который глубоко интегрирован в российскую и китайскую логистику и чей уход повлияет на других игроков
Международные контейнерные линии в начале спецоперации России в Украине старались только обходить зону боевых действий, но теперь они начали официально отказываться от обслуживания России, пишет «Коммерсантъ».
Например, с 1 марта временно прекратил отправки грузов морским, воздушным и железнодорожным транспортом в РФ и из нее Maersk. В сообщении компании говорится, что она «следит за развитием ситуации» и «стабильно пополняющимся списком ограничений».
«Мы также начинаем ощущать воздействие ситуации на глобальные цепи поставок, в том числе на увеличение сроков доставки и задержку товаров таможенными властями на различных перевалочных хабах», — объясняется позиция Maersk в заявлении.
Судоходная компания Mediterranean Shipping Company (MSC) также объявила о приостановке с 1 марта букингов на Россию во всех бассейнах, в том числе в Балтийском, Азово-Черноморском и Дальневосточном. Maersk и MSC отметили, что остановка доставки не распространяется на продукты, медицинские изделия и гуманитарные грузы.
О приостановке обслуживания России также сообщила CMA CGM, занимающаяся преимущественно контейнерными перевозками. А Ocean Network Express (ONE) приостановила букинг на Новороссийск и Петербург еще 28 февраля.
В итоге с российского рынка ушли три ведущие мировые контейнерные линии, чья совокупная доля мирового рынка составляет 46,9%.
Аналитическое сообщество не ожидало, что крупные игроки логистического рынка, сильно интегрированные в операции в стране, решат уйти, рассказала основатель N.Trans Lab Мария Никитина. «Предполагалось, что в случае санкций уйдут те, на кого эти санкции напрямую направлены, либо участники монопольных рынков, тогда как там, где конкуренция высокая, игроки постараются задержаться, чтобы не утратить позиции. Однако это произошло», — объяснила она.
Болезненным будет отказ Maersk, который глубоко интегрирован в российскую и китайскую логистику, подчеркнула Никитина. По сути, эта компания — ключевое звено российского транзита, которое производит основной объем контейнерного оборудования в Китае, владеет долями в российских портах и так далее. Уход Maersk повлияет на других участников логистических цепочек.
На решение Maersk уйти с российского рынка в первую очередь повлиял не только вопрос репутации, но и опасения вторичных санкций, потенциальный риск для активов, сложная ситуация с банковскими расчетами, считает Никитина. По ее словам, быстро место компании никто не займет, даже китайские игроки.