ЦКИ ВШЭ: индекс потребительской уверенности достиг лучшего показателя с 2015 года
Российский потребитель, по данным ежеквартального опроса Росстата, остается пессимистичным, но его состояние улучшается. В Центре конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ЦКИ) такой результат связывают с выходом экономики страны из рецессии
Индекс потребительской уверенности (ИПУ) за третий квартал 2017 года достиг отметки в -11%, сообщает ЦКИ в последнем обзоре. Эксперты назвали это «лучшим результатом за последние три года». С первого квартала 2016 года он вырос на 19 процентных пункта (п.п.). Они добавляют, что такая динамика обусловлена, в основном, «позитивными сдвигами в отношении населения к фактически произошедшим переменам».
Отдельные компоненты индекса также достигли лучших значений за последние три года. При этом индекс благоприятности условий для крупных покупок «традиционно остался самым низким» (-27%). Индекс благоприятности условий сбережения составил -38%, однако, согласно принятой методологии, он не учитывается в оценке ИПУ. «Несмотря на относительное улучшение этих двух индексов, их выраженные отрицательные значения свидетельствуют о том, что финансовое состояние большинства респондентов не позволяло им акцентированно совершать покупки дорогостоящих товаров или откладывать средства», – отмечают эксперты ЦКИ.
Авторы обзора обнаружили также «наиболее заметный рост оптимизма» с прошлого квартала в группе респондентов в возрасте 30-49 лет – до 9%, на 5 п.п. По словам экспертов, в эту категория входят граждане, которые наиболее «активно влияют на экономическую, социальную и электоральную ситуацию в стране». В остальных возрастных группах ИПУ увеличился по сравнению с предыдущим кварталом лишь на 1 п.п.
В сентябре исследовательская компания GfK Rus сообщила о том, что ее собственный индекс потребительских настроений россиян вырос до 107 пунктов (в феврале нынешнего года он составлял 100 пунктов). При этом свое текущее состояние россияне оценивали негативно (меньше 100 пунктов), но ожидания от будущего позитивны (около 110 пунктов). Доля расходов на продукты питания стала ближе к половине (45%), доля промопродаж выросла до 21,3%. Кроме того, число потребителей, готовых отказаться от запланированных покупок, резко выросло – до 84%.
Индекс потребительской уверенности основывается на ежеквартальных опросах 5000 респондентов в возрасте от 16 лет и старше, которые проводит Росстат. Анкета включает вопросы по экономической ситуации, о личном материальном положении, сбережениях и «других аспектах формирования потребительской уверенности», сообщается в методологическом комментарии к обзору ЦКИ.