Индекс потребительского доверия россиян опустился до минимальных значений
Согласно исследованию Nielsen, потребители готовы экономить даже при улучшении экономической ситуации
В четвертом квартале 2016 года индекс потребительского доверия составил 63 пункта, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование Nielsen. Он вернулся к минимальному за 12 лет наблюдений значению, которое было зафиксировано в первом квартале прошлого года. При этом тенденция роста, наметившаяся во втором-третьем квартале прошлого года, не утвердилась.
При этом снижение индекса можно объяснить сезонностью: под конец года из-за трат на предстоящие праздники потребители в целом консервативны в оценках своего благосостояния. Но все же в Nielsen отмечают изменение психологии потребителей, которые стали подходить к покупкам крайне взвешенно и прагматично.
Также исследование Nielsen показало, что доля тех, кто оценивает свои финансы негативно, увеличилась на 6 п. п., до 67% в сравнении с аналогичным периодом 2015 года. Число респондентов, сокративших свои расходы, выросло на 2 п. п., до 75%.
В первую очередь экономят на покупке новой одежды, также стали меньше тратить на короткие поездки и отпуска, на обновление техники, кроме того, ряд опрошенных перешли на более дешевые бренды продуктов питания.
Число респондентов, уверенных, что сейчас не лучшее время для покупок, выросло на 11 п. п. по сравнению с четвертым кварталом 2015 года и составило 84%. По словам руководителя направления оценки эффективности продаж и маркетинговых коммуникаций «Nielsen Россия» Марины Ерсковой, «экономия во всем стала частью образа жизни». Добавим, что по данным компании, 79% россиян будут экономить даже при улучшении экономической ситуации.