Кризис накликал интернет-аудиторию
Посещаемость новостных и банковских онлайн-ресурсов, резко выросшая в период начала курсовых колебаний в декабре, быстро вернулась к прошлогодним значениям и даже упала ниже, свидетельствуют данные ComScore. В долгосрочном плане за счет кризиса выиграли только интернет-сайты, посвященные онлайн-трейдингу: их аудитория достигла пика только к апрелю и остается на 63,7% выше уровня прошлого года
Исследовательская компания ComScore проанализировала для "Ъ" изменение аудитории финансовых интернет-ресурсов в России за период с июля 2014 года по июль 2015 года. Аналитики оценили посещаемости десятки крупнейших площадок в каждой из трех категорий: финансовые СМИ, сайты банков и площадки онлайн-трейдинга. Учитывались россияне старше шести лет, заходившие на сайты с персональных компьютеров.
Во всех анализируемых сегментах произошел резкий всплеск аудитории в декабре. Совокупная интернет-аудитория в это же время росла плавно — с 75,52 млн в прошлогоднем июле до 77,73 млн в минувшем,— не продемонстрировав в декабре резких колебаний. На посещаемость финансовых ресурсов влияли валютные колебания и банковский кризис, констатирует директор по продажам ComScore Сергей Онищенко. На декабрь пришелся пик роста стоимости валют — курс евро 16 декабря превысил 100 руб., доллар торговался по 80 руб. Ключевая ставка ЦБ в декабре выросла с 10,5% до 17%. К концу года курс рубля снизился практически на 70% к доллару и примерно на 50% к евро.
Так, аудитория сайта Сбербанка выросла с 12,36 млн россиян в ноябре до 14,69 млн в декабре, а общее время, проведенное на сайте, увеличилось с 260 млн до 329 млн минут. Но уже в январе показатели начали снижаться, а в июле аудитория сайта зафиксировалась чуть ниже прошлогоднего показателя. Декабрьская посещаемость оказалась рекордной и для сайтов других банков, включая Альфа-банк, Raiffeisenbank и Газпромбанк. Посещаемость сайта vtb24.ru, начиная с декабря, выросла в среднем на 20%, подтверждает начальник отдела интернет-проектов ВТБ 24 Станислав Сорокин: при этом ее пики пришлись на декабрь и май. Но в итоге совокупная аудитория топ-10 банковских сайтов в июле оказалась даже ниже, чем год назад, следует из данных ComScore: 16,53 млн против 19,11 млн посетителей.
Похожую динамику показали и новостные сайты, посвященные финансам. Пик роста их совокупной аудитории также пришелся на декабрь — до 15,3 млн, с 13,4 млн месяцем ранее. Как и у банковских сайтов, аудитория новостных площадок после всплеска снижалась и в июле оказалась ниже, чем годом ранее: 9,64 млн против 12,95 млн.
А вот сайты, посвященные онлайн-трейдингу, получив новых посетителей в декабре, удержали их. Совокупная аудитория этих площадок выросла с 3,8 млн в ноябре до 6,8 млн в декабре, в январе--феврале рост посетителей продолжился, а пика достиг в апреле — 8,59 млн. В результате аудитория сегмента выросла с 3,83 млн в июле прошлого года до 6,27 млн в июле 2015-го, то есть на 63,7%. Посещаемость самой популярной площадки в сегменте выросла за год больше чем в шесть раз — с 283 тыс. в июле 2014-го до 1,72 млн в июле 2015-го.
Руководитель портала Bankir.ru Антон Арнаутов подтверждает, что резкий рост аудитории пришелся на декабрь. "Недавно был еще один всплеск, но сейчас народ постепенно успокаивается. Кроме скачка курсов валют рост посещаемости можно объяснить и опасением за пластиковые карты и счета: рост посещаемости происходит, к примеру, когда у банков отзывают лицензии",— рассуждает он. При этом на рекламных доходах площадок резкие скачки посещаемости не влияют, отмечает господин Арнаутов: "Рекламодатели слишком инертны".
Изменение привычек россиян в интернете подтверждают и данные
исследовательской компании Synovate Comcon. Ее респонденты стали внимательней
следить за курсами валют и котировками ценных бумаг: доля запросов по теме
"финансы" в первом полугодии 2015 году выросла до 18% с 11% годом ранее и вошла
в топ-5 тем, к которым интерес пользователей рос наиболее быстро, наряду с
погодой, новостями, медициной и политикой.
Источник: Коммерсант.ru