Безработица подключилась к сжатию частного спроса в России


Тенденции | 27 Ноября 2014 09:24:14

В октябре Росстат зафиксировал первый существенный всплеск безработицы в этом году — за месяц работу потеряла 151 тыс. человек

На фоне устойчивого сокращения капвложений и стагнации реальных зарплат увеличение безработицы, вероятнее всего, перерастет в тенденцию. Когда именно в такой ситуации домохозяйства будут вынуждены больше сберегать, чем потреблять, пока непонятно.

В октябре уровень безработицы увеличился до 5,1% (с 4,9% в сентябре) от экономически активного населения РФ (53% его численности, по обновленным данным статистиков), сообщил в пятницу Росстат. Число граждан, потерявших работу за месяц, оказалось максимальным в текущем году, говорит Игорь Поляков из ЦМАКП. Основные сокращения произошли за счет отраслей, ориентированных на частное потребление. Промышленники же как минимум не готовы нанимать новых работников, хотя указывают на нехватку квалифицированных специалистов как одно из ключевых ограничений для развития, свидетельствуют конъюнктурные опросы.

Устойчивое сокращение капвложений в экономике, начавшееся с середины 2013 года, продолжилось в октябре на уровне 2,9% в годовом выражении (2,8% в сентябре). Эта тенденция гарантирует долгосрочное сжатие экономической активности и, соответственно, занятости. Напомним, прогноз Банка России на ближайшие два года предполагает падение инвестиций, даже несмотря на их поддержку госвливаниями и запуск крупных инфраструктурных госпроектов. В текущей ситуации сокращение персонала и зарплат компаниями как способ освободить ресурсы для инвестиций не рассматривается — скорее как возможность удержаться на плаву. И хотя Росстат пересмотрел показатель роста реальных зарплат в сентябре до 2,5% (с 1% по предыдущей оценке), в октябре в годовом выражении они перешли к стагнации (плюс 0,3%). С учетом же сезонности динамика реальных зарплат за последние три месяца оказалась следующей: минус 1,2% за август, плюс 1,1% за сентябрь и минус 0,1% за октябрь, подсчитали в ЦМАКП.

Замедления оборота розницы в годовом выражении не произошло. В октябре, как и в сентябре, он увеличился на 1,7%. "Относительно хорошие показатели розничных продаж отражают особенности потребительского поведения, которое уже можно было наблюдать в начале текущего года. Обесценение рубля и давление инфляции на зарплаты заставляют потребителей временно увеличивать свои расходы. Как только девальвационный тренд развернется, они, вероятнее всего, начнут сокращать свои расходы",— отмечает Эльдар Вагитов из Barclays Research.

Всплеск потребления, наблюдавшийся в третьем квартале, исходя из октябрьских данных, затухает по мере того, как распродаются остатки относительно дешевого импорта. С учетом сезонности среднемесячное потребление непродовольственных товаров в первом квартале увеличивалось на 0,6%, во втором квартале сокращалось на 0,5%, в третьем росло на 0,5%, а в октябре — всего на 0,2% (по данным ЦМАКП). Продовольственный сектор же демонстрирует более стабильные результаты — минус 0,2% в первом и втором кварталах, плюс 0,1% в третьем квартале и столько же в октябре. Опросы исследовательской компании Nielsen свидетельствуют: 68% населения РФ уже начали сокращать расходы на продукты и развлечения, часто смещая потребление в сторону более низкого ценового сегмента.

Несмотря на всплеск безработицы, замедление расходов на потребление и рост депозитных банковских ставок, граждане не спешат увеличивать банковские сбережения. В октябре они уходили в валюту с целью выиграть на ожиданиях девальвации (см. "Ъ" от 19 ноября). При этом на сегодняшний день перспективы восстановления экономики во многом зависят именно от того, когда и в какой форме домохозяйства предпочтут сбережения потреблению.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


Источник: Коммерсантъ

последние новости

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 16357
Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров