В 2013 году больше остальных тратились на рекламу производители лекарств и БАДов
Значительно снизили свои траты на рекламу мобильные операторы, банки и производители безалкогольных напитков
Лидеры рынка урезали свои рекламные бюджеты в 2013 году. По данным
отчета медийного агентства Media First, подготовленного
специально для «Известий» на основе данных
компании TNS Media Intelligence, в минувшем году значительно
снизили свои траты на рекламу «МегаФон», «Ростелеком», Сбербанк России,
Unilever, Procter&Gamble, Coca-Cola, Danone, Mareven Food Central (марки
«Роллтон», Big Bon и другие), Nestle, «Эльдорадо» и другие компании. Зато не
пожалели средств на рекламу производители и дистрибуторы лекарственных средств
и БАДов.
По данным исследования, в 2013 году ведущие позиции по рекламе в медиа
удержали лидеры прошлых лет (см. инфографику). Почти все они — иностранные
компании. Однако половина из них в той или иной степени снизили расходы на
рекламу.
Больше других бюджеты урезали компании, оказывающие финансовые услуги (их
затраты по сравнению с 2012 годом сократились на 8,1%), операторы связи (минус
4%), производители безалкогольных напитков (минус 3,2%).
Впрочем не все из представителей вышеуказанных категорий шли по течению.
Если Сбербанк сократил затраты на рекламу на 19,1% (с 2,7 млрд рублей в 2012
году до 2,1 млрд), то остальные представители банковской сферы, наоборот,
взвинтили бюджеты. Бинбанк увеличил свои расходы на рекламу почти на 200% по
сравнению с предыдущим годом (в 2013-м банк отрекламировал себя на 256,7 млн),
на 127,7% выросли рекламные траты финансово-страховой группы «Русский
стандарт». Существенно подняли рекламные бюджеты Россельхозбанк, банки
«Восточный экспресс», «Ренессанс», ВТБ и другие. Несмотря на это, Сбербанк
по-прежнему остается лидером среди финансовых организаций по рекламным
вложениям.
Интересная ситуация сложилась на рынке рекламы операторов связи — минус 4%.
Практически все ведущие российские компании, предоставляющие услуги связи,
снизили рекламные расходы. Больше сэкономил «МегаФон» — 20,8%. Если в 2012 году
компания потратила на рекламу 3,2 млрд рублей, то в 2013-м — почти 2,6 млрд.
Также снизили рекламные расходы TELE 2 (на 16,6%) и «Ростелеком» (на 2,8%). При
этом представители «большой тройки» — МТС и «Билайн» — лидеры по тратам на
рекламу, в 2013 году они продолжили увеличивать свои рекламные бюджеты: МТС в
2013-м потратила на рекламу более 3,8 млрд рублей (что на 8,5% больше, чем
годом ранее), а «Билайн» — более 3 млрд (на 21% больше прошлогодних
показателей).
Расходы на рекламу производителей напитков снизились на 3,2%. Если в
2012 году расходы составляли почти 13,5 млрд рублей, то в 2013-м — уже за 13
млрд. Почти четверть рекламного рынка безалкогольных напитков составили расходы
Pepsi Co. А вот следующая за лидером Coca-Cola в 2013-м снизила рекламные
затраты на 10,2%, ее вклад в рынок российской рекламы составил 2,5 млрд
рублей.
По оценке экспертов рынка рекламы, не все сегменты рекламного рынка падают.
Так, в сегменте СМИ отмечен активный рост бюджетов. Телеканалы вложили в
собственную рекламу в прошлом году на 10% больше, чем в 2012-м, — 11,3 млрд
рублей.
Мощнее всего на фоне остальных выглядела рекламная кампания спутникового
оператора «Триколор ТВ». Оператор платного ТВ потратил на рекламу в 2013 году
почти 1,5 млрд рублей, что на 22,2% больше расходов годом
ранее.
Помимо «Триколора» в топ-10 по рекламным затратам входит телеканал «Россия
1», «Ростелеком», ТНТ, «Первый канал», издательство DeAgostini, оператор
спутникового ТВ «Орион Экспресс», ВГТРК, «НТВ-Плюс» и телеканал «Пятница»,
запустившийся в прошлом году. Так, «Орион Экспресс» в 2013 году потратил на
рекламу 308,8 млн рублей (рост 1000% с 28 млн). Более чем на 100% увеличила
рекламные расходы ВГТРК (277,6 млн рублей в 2013 году), причем на продвижение
одного из своих каналов — «Россия 1» — ВГТРК потратила около 510 млн рублей,
это почти два раза больше, чем в 2012 году.
Рынок рекламы газет и журналов сократился почти на 17% и составил 2,6 млрд
рублей. Яркий пример — изменение финансовой политики итальянского издательского
дома DeAgostini в России. Издатель познавательных журналов в прошлом году
«порезал» рекламный бюджет в России на 13,5%.
Положительную динамику демонстрирует и реклама интернет-услуг. Специалисты
Media First зафиксировали рост этого сегмента на 17,6% (объем увеличился более
чем на 620,5 млн рублей). Традиционным лидером в этой области является
«Ростелеком», который в прошедшем году укрепил свои позиции в рекламе
интернет-услуг — расходы компании увеличились на 55% и составили более 850 млн
рублей.
На фоне «Ростелекома» бюджеты остальных крупных компаний в сегменте
интернет-услуг смотрятся довольно скромно. Mail.ru Group потратила на свое
продвижение около 210 млн рублей, а «Яндекс» почти 296 млн (более чем в два
раза больше, чем в 2012-м). Весомо подросли бюджеты Google (с 5 млн до 140,5
млн рублей), крупнейшего в мире разработчика онлайн игр Wargaming.net (с 36 млн
до 109 млн рублей).
Любопытно, что в список лидеров по расходам на рекламу интернет-услуг
попало правительство Москвы. По данным агентства, в 2013 году на рекламу
своих интернет-проектов столица потратила 111,3 млн рублей. В мэрии Москвы
пояснили, что речь идет о рекламном продвижении порталов «Наш город»,
«Пробок.нет» и других ресурсов правительства города.
Активнее всего вкладывались в рекламу в минувшем году производители и
дистрибуторы лекарств и БАДов. Рекламные бюджеты в этом сегменте увеличились на
22%, их объем составил 34 млрд рублей. Лидерские позиции по затратам на рекламу
в этом сегменте удерживает производитель препаратов «Терафлю», «Тавегил»,
«Вольтарен Эмульгель», «Ламизил» и других — Novartis. В минувшем году компания
потратила на рекламу почти 4 млрд рублей, что на 25,4% больше, чем в 2012-м.
Существенный рост показал и фармхолдинг «Панда РИА» («Сеалекс», «Алекапс»,
«Венозол») — рекламные затраты составили почти 1,2 млрд рублей (увеличились на
43,6%).
В сегменте «продукты питания» российские компании пытаются догнать своих
иностранных конкурентов и увеличивают рекламные бюджеты. Лидерами по рекламе
продуктов питания являются Pepsi Co, Danone, Nestle и McDonald’s. Ежегодно они
тратят на рекламу по нескольку миллиардов рублей. В 2013 году в топ-10 по
тратам на рекламу вошли «Нэфис» (около 541 млн рублей), «Мираторг» (373 млн
рублей) и Нижегородский масло-жировой комбинат (около 406 млн рублей), которые
нарастили затраты на рекламу в несколько раз. В целом рекламный
рынок пищевой продукции за год подрос на 6,4% и достиг объема 20,6 млрд
рублей.
Аналитики рынка рекламы утверждают, что революционных перестановок на рынке
в 2013 году не случилось. Крупнейшие рекламодатели либо сокращают свои бюджеты
ради оптимизации своих финансов, либо наращиваю, для того чтобы укрепиться и
расширить влияние на рынке. Однако траты на массированную рекламу не всегда
оправданны.
По мнению гендиректора компании StarLink Марата Куникеева, нет ничего
удивительного в том, что рекламный рынок лекарств и БАДов опередил все сегменты
рекламного рынка в 2013 году.
— Это довольно понятная тенденция. Во-первых, емкость рынка фармпрепаратов растет. А во-вторых, последние два года очень часто и на разных уровнях говорили о запрете рекламы лекарств и БАДов на ТВ. Фарма наращивала бюджеты из-за риска этого запрета. Производители решили, что нужно поактивнее вложиться, чтобы иметь задел на будущее, — констатировал Куникеев.
Источник: Известия