Телеканалам наступают на рейтинги


Тенденции | 24 Сентября 2012 07:16:04

На рынке международных новостных телеканалов резко обострилась конкуренция. На фоне падения рейтингов BBC и CNN новые государственные каналы международного вещания надеются подвинуть лидеров, опираясь на существенную господдержку. Впрочем, эксперты предупреждают, что деньги решают не все и новым телеканалам необходимо создавать репутацию

Передел рынка

По данным исследования European Media & Marketing Study, в 2012 году объем среднегодового просмотра информационных телеканалов в странах Европы снижался по сравнению с 2010-м: у BBC World News — на 1,5%, у Euronews — на 4%, у CNBC — на 2,9%, у Bloomberg — на 2,2%. При этом исследователи отмечают, что растет популярность таких каналов как Russia Today, Al Jazeera, CNN International. Эксперты сходятся во мнении, что падение прироста аудитории может быть связано не только с нехваткой резонансных новостей. Продолжающаяся экспансия за рубеж международных телеканалов, получающих государственное финансирование, также вносит изменения в ситуацию на телерынке. Директор Eurodata TV Worldwide Александр Кале пояснил "Ъ", что "влияние на позиции CNN или BBC становится ощутимее, поскольку информация, предлагаемая новыми госканалами, представляет альтернативную точку зрения" (подробнее см. интервью на этой же странице).

О том, что государственные новостные каналы стремятся расширить глобальное присутствие, свидетельствуют планы расширения охвата, объявленные китайским CCTV News, немецким Deutsche Welle, иранским Press TV. Самые масштабные проекты представил катарский телеканал Al Jazeera. В апреле Jazeera запустила во Франции телесеть beIN Sport, освещающую чемпионат Франции по футболу и Лигу чемпионов УЕФА. В начале прошлого года в рамках тендера Al Jazeera приобрела турецкий телеканал Cine5 TV за $40,5 млн, готовится открыть новостной канал на французском языке со штаб-квартирой в Сенегале, а с сентября начать вещание на Балканах.

Пример масштабного развития Al Jazeera подтолкнул руководство ТВ из других стран к инвестициям в телеканалы. О планах продвижения за рубежом англоязычного канала сообщило центральное телевидение Китая. В конце декабря руководство страны объявило о намерении к 2016 году увеличить в десять раз размер аудитории CCTV News (канал возник на базе CCTV-9 еще в сентябре 2000 года). По сведениям китайских СМИ, правительство намерено вложить $7,1 млрд для финансирования и поддержки государственных СМИ, в том числе CCTV. В феврале 2012 года канал начал вещание на территории США под названием CCTV America. CCTV News планирует открыть бюро в Лондоне, Дубае, нескольких городах Латинской Америки и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мировая аудитория канала уже насчитывает 85 млн человек.

Российский Russia Today в 2011 году расширял вещание на территории США: канал вошел в кабельные сети Сан-Франциско, Чикаго и Филадельфии, а также в вещающую на всей территории страны сеть одного из крупнейших операторов платного телевидения Dish Network. По данным исследования Nielsen, проведенного в крупнейших городах страны, за 2011 год ежедневная аудитория Russia Today в Нью-Йорке выросла в 2,7 раза, а в Вашингтоне — на 60,9% по сравнению с уровнем 2010-го. В Канаде, по данным исследования TNS Canada, проводившегося в ноябре 2011 года, Russia Today также обгоняет по ежедневной аудитории Sky News, Euronews, Deutsche Welle, NHK, Press TV и France 24. С 2012 года Russia Today также входит в общенациональную систему измерения рейтингов телеканалов в Великобритании BARB (Британское бюро по исследованиям аудитории средств вещания). По данным BARB, Russia Today в Великобритании еженедельно смотрят более 500 тыс. человек (исследование проводилось в июне 2012 года).

Международные новостные каналы стремятся охватить и испаноязычную аудиторию. Американский журналист Майкл Джонсон говорит, что "сейчас основная конкуренция разворачивается преимущественно между государственными и частными каналами, вещающими на отдельных языках, например в сегменте испаноязычных каналов с целевой аудиторией в Латинской Америке". C февраля 2012 года немецкая медиакорпорация Deutsche Welle увеличила с 2 до 20 часов ежедневное вещание на испанском языке в странах Латинской Америки. В конце января 2012 года президент Ирана Махмуд Ахмадинежад объявил о запуске круглосуточного испаноязычного канала Hispan TV.

Деньги решают не все

"Появление сильных конкурентов, Al Jazeera English, Russia Today, Press TV, обращает на себя пристальное внимание со стороны западных каналов — BBC и CNN — и только усиливает борьбу",— говорит Леон Бархо. При этом аудитория этих каналов всегда различается по политической, этнической, религиозной и другой принадлежности, отмечает он. По данным исследования EMS, самым популярным англоязычным новостным каналом в восьми государствах Ближнего Востока является CNN International. Его доля в мае составила 33,4%. Арабская версия Al Jazeera остается самым популярным новостным каналом в регионе. Другое дело англоязычная версия Al Jazeera, которая "старается быть как можно более непредвзятой, чтобы не потерять англоговорящего зрителя". По данным EMS, доля домохозяйств, смотрящих Al Jazeera English в исследуемом регионе, достигает только 15,5%.

"Основными факторами развития госканалов являются хорошая репутация и их популярность у аудитории, в этом смысле размер госпомощи не может повлиять. Аудитория всегда выбирает канал, отвечающий ее интересам, потребность в плюрализме никто не отменял,— говорит господин Бархо.— Аудитория не очень задумывается о том, кто финансирует СМИ. Это не самый значимый фактор. Основное заключается в содержании".

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


Источник: Коммерсантъ

последние новости

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 16357
Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама