Аналоговое ТВ в России переживет 2015 год не надолго


Тенденции | 03 Июля 2012 16:23:09

На сегодня сложилось положение, когда оборудования для приема эфирного цифрового ТВ ― приставок или телевизоров - с поддержкой нужного стандарта DVB-T2 у российского населения практически нет. Поэтому вполне реальна перспектива, что до 2015 года не удастся обеспечить 95% из 55 млн российских домохозяйств цифровыми приемными устройствами DVB-T2, и аналоговое ТВ может просуществовать еще долго после этого срока

Вопрос не праздный: параллельное телевещание - и в аналоговом и в цифровом форматах - обходится телекомпаниям и государству в дополнительные более чем 10 млрд рублей ежегодно. Однако, как выяснил «Маркер», аналоговое вещание будет выключаться гораздо раньше, чем 95% домов оснастятся цифровыми телевизорами, и работа аналогового ТВ не продлится слишком долго после 2015 года.

Почему может быть не видно цифрового ТВ

После решения правительства о переходе цифрового вещания на новый стандарт DVB-T2, он был внедрен в сетях телевещания в Татарстане, Москве, Санкт-Петербурге, а затем и в других регионах. Сразу после этого телезрители, которые уже смотрели цифровое эфирное ТВ, перестали его видеть, потому что их приемники или приставки работали в прежнем стандарте DVB-T. Теперь желающим принимать цифровые телеканалы по эфиру нужно покупать новые приставки или телевизоры, которые поддерживают DVB-T2. А поскольку вплоть до последнего времени такое оборудование в России не продавалось, сейчас цифровой телеэфир в нашей стране практически «пустой» - цифровые сети во многих регионах уже работают, а зрителей в них нет.

Однако гражданам, кроме тех, конечно, кто уже потратил деньги на не нужные теперь цифровые приставки старого формата, беспокоиться не о чем. Их аналоговые телевизоры будут работать до того момента, как не менее 95% домохозяйств в каждом регионе получат доступ к цифровому ТВ ― хотя бы до этого потребовалось 10 или больше лет. А до этого никто не лишит телезрителей удовольствия смотреть старый добрый аналоговый телевизор.

Сколько стоит параллельное вещание

Но для государства и телекомпаний вопрос о том, сколько времени будет работать аналоговое вещание после 2015 года, крайне важен. Дело в том, что телекомпании платят государственному оператору «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) за доставку их сигнала по эфиру. Поэтому пока в стране работают две сети телевещания ― аналоговая и цифровая ― телекомпании будут платить РТРС дважды: за доставку сигнала и в той, и в другой сети.

Но дважды платить будут не только вещатели, параллельное вещание означает и удвоение расходов государства. Ведь государство с 2012 года начало выплату компенсаций восьми обязательным телеканалам за доставку их цифрового сигнала  в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек, а их расходы по доставке аналогового сигнала в таких населенных пунктах государство будет оплачивать с 2011 года и до прекращения аналогового вещания. Возмещение затрат телекомпаний по цифровому вещанию обойдется госбюджету в 15 млрд рублей до 2015 года, а затем в 5 млрд рублей ежегодно. Не меньше будет стоить и компенсация затрат на аналоговое вещание. Таким образом, каждый год существования параллельного аналогово-цифрового телевещания будет стоить государству вдвое больше, чем вещание обязательных каналов только в цифровой сети. Соответственно, пять лет дополнительной жизни аналогового телевидения в России после 2015 года будут означать дополнительные бюджетные расходы в сумме не менее 25 млрд рублей.

Дополнительные расходы телекомпаний будут примерно того же порядка: за доставку сигнала в больших городах они платят РТРС сами, без компенсаций со стороны государства. Их расходы на эти цели никак не меньше, а скорее всего, больше, чем на доставку сигнала в малых населенных пунктах. Как минимум восемь обязательных телеканалов платят за вещание в больших городах 5-7 млрд рублей в год, а если речь идет о вещании в цифровой и аналоговой сетях, то эти расходы следует умножать на два.

Таким образом, если аналоговое вещание просуществует после 2015 года еще пять лет, то дополнительные расходы на него государства и вещателей обязательных каналов составят совокупно 50-80 млрд рублей.

Когда погаснут аналоговые экраны

Такая перспектива, на первый взгляд весьма реальна: телевизоров и приставок нужного теперь цифрового стандарта DVB-T2 в стране практически нет. А возможность того, что за оставшиеся 3,5 года 95% от всех 55 млн российских домохозяйств их получат, выглядит сомнительной. Даже если прямо сегодня все покупаемые в стране телевизоры будут поддерживать DVB-T2, за это время таких аппаратов купят, при существующих объемах продаж, около 30-35 млн. Остальное оснащение цифровыми приемниками должно происходить за счет приставок, при этом нужно, чтобы граждане покупали их по 7 млн штук ежегодно. Для сравнения, за полтора года с начала цифрового эфирного вещания в стране купили всего около 1 млн приставок.

Тем не менее, долгой жизни после 2015 года у аналогового ТВ в России, скорее всего, не будет. Дело в том, что никто не будет ждать, когда уровня 95% достигнет насыщенность именно аппаратурой для приема эфирного цифрового ТВ.

В Минкомсвязи сообщили «Маркеру», что при оценке уровня насыщения домохозяйств цифровыми приемными устройствами будут приниматься во внимание все способы доставки телевизионного сигнала. То есть, будут считать не только цифровые телевизоры и приставки для приема эфирного вещания, но и обеспеченность домохозяйств другими видами цифрового ТВ: непосредственного спутникового, кабельного, IP-TV. А с этим положение в России уже сейчас сильно отличается от нулевого уровня насыщения телевизорами и приставками для эфирного приема DVB-T2.

По оценке информационно-аналитического агентства TelecomDaily, на конец II квартала 2012 года число домохозяйств, имеющих доступ к тому или иному виду цифрового ТВ, достигло в России 11,5 млн или 21% всех домохозяйств в стране, в больших же городах этот показатель уже в конце 2011 года был выше 25%. При этом аналитики отмечают, что все больше компаний переходит на цифровое ТВ, включая таких крупных игроков рынка как МТС и «ЭР-Телеком». Поэтому к 2017 году в России будет обеспечено неэфирным цифровым ТВ около 38 млн домохозяйств или почти 70% из них. Получается, что до этого времени эфирные телеприемные устройства должны появиться не в 55 млн, а только в 17 млн домохозяйств, чтобы стало возможным отклчение цифрового ТВ. То есть, в год граждане должны покупать по 4-5 млн телевизоров и приставок DVB-T2, что вполне реально.

Сейчас в России в год продается 9-10 млн телевизоров. Начиная с 2012 года большинство продаваемых моделей будут поддерживать необходимый цифровой стандарт DVB-T2. В одной из крупнейших российских розничных сетей по продаже бытовой электроники - «М.Видео» - сообщили «Маркеру», что сегодня в магазинах сети телевизоры с поддержкой DVB-T2 составляют около 20% продаваемого ассортимента телеприемников, а уже к августу «М.Видео» планирует довести их долю до 70-80% в ассортименте. Поскольку аналогичной практики, несомненно, будут придерживаться и другие продавцы, нет никакой проблемы продавать 6-8 млн телевизоров  DVB-T2 ежегодно. Этого более чем достаточно, чтобы обеспечить все домохозяйства цифровым ТВ с учетом не только эфирного, но и других его видов, к 2017 году, а может быть, и раньше.

Поэтому можно ожидать, что выключение аналогового телевещания в Росиси не заставит себя долго ждать: это произойдет, скорее всего, уже в 2016-2017 годах.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


Источник: Маркер

последние новости

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 16357
Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров