Прогноз ZenithOptimedia: Россия остается в авангарде мирового рекламного роста
Общемировые расходы на рекламу в 2012 году вырастут на 4.3% по сравнению с прошлым годом и достигнут $502 млрд. Российский рынок в 2012 году ожидает 13% рост, в три раза опережающий увеличение глобальных расходов, и в два – среднюю динамику роста по Восточной Европе
Медиакоммуникационная сеть ZenithOptimedia понизила свой прогноз по росту глобальных рекламных затрат в 2012 году по сравнению с прошлым годом с 4,8% (было в прошлом, мартовском прогнозе) до 4,3%. Рост в 2013 году составит 5,3%, а в 2014 - 6,1%.
Рост глобального рекламного рынка замедлился в апреле и мае 2012 года, в связи с нестабильностью в мировой экономике рекламодатели стали более осторожны в рекламных инвестициях. Выборы в Греции возродили опасения по поводу политического раскола в еврозоне и заставили инвесторов отказаться от вложений в рискованные активы. Во многом в результате этого во всех развитых державах экономический рост замедлился, а в части европейских стран усилился экономический спад.
Такие события, как Чемпионат Европы по футболу, Олимпиада и выборы президента США, окажут положительное влияние на развитие глобального рынка по итогам года. В 2012 году, по ожиданиям ZenithOptimedia, они дополнительно принесут мировому рекламному рынку порядка $6,3 млрд.
Еврозоне удалось избежать технических дефолтов, однако
экономика этого региона по-прежнему нестабильна. В четырех европейских странах
- Италии, Испании, Португалии и Греции, испытывающих наибольшие экономические
проблемы, расходы на рекламу продолжают сокращаться. В других странах зоны евро
рекламные расходы не сокращаются, но и не увеличиваются, за исключением
Австрии, Финляндии и Германии, демонстрирующих рост на уровне инфляции.
ZenithOptimedia прогнозирует падение расходов на рекламу на 1,1% в странах
региона в 2012 году, с последующим ростом на 2,3% в 2013 и 3,0% в 2014 гг.,
если еврозона избежит резких экономических спадов.
Рост расходов на рекламу в зоне евро (ключевые рынки,
2012)
Страна |
Рост рекламных инвестиций (%) |
Австрия |
+3,9 |
Бельгия |
+0,1 |
Германия |
+2,1 |
Греция |
-19,5 |
Ирландия |
+0,1 |
Испания |
-12,0 |
Италия |
-5,0 |
Нидерланды |
+0,1 |
Португалия |
-10,4 |
Финляндия |
+3,2 |
Франция |
+0,9 |
Ситуация в зоне евро повлияла на прогноз относительно роста во всем европейском регионе – он понижен с 1,5% до 0,4% в Западной Европе и с 6,5% до 6,2% в Центральной и Восточной. Также снижены прогнозы по Азиатско-Тихоокеанскому региону (с 7,4% до 6,7%) и Латинской Америке (с 9,2% до 7,8%).
Расходы на рекламу по регионам мира (основные медиа, . по текущему курсу)
Регион |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
С. Америка |
162 165 |
165 202 |
171 203 |
177 930 |
186 513 |
Западная Европа |
106 078 |
108 232 |
108 694 |
111 571 |
115 042 |
Азия/Тихоокеанский рег. |
124 760 |
132 144 |
141 016 |
150 498 |
162 440 |
Центральная/Восточная Европа |
23 980 |
25 906 |
27 510 |
29 987 |
32 944 |
Латинская Америка |
32 065 |
35 364 |
38 117 |
41 936 |
45 731 |
Ближний восток и Африка |
4 881 |
4 155 |
4 198 |
4 313 |
4 412 |
Остальной мир |
9 812 |
10 443 |
11 218 |
12 265 |
13 496 |
Итого |
463 741 |
481 446 |
501 956 |
528 500 |
560 578 |
Изменения по сравнению с предыдущими годами
(основные медиа, %)
|
2010 v 09 |
2011 v 10 |
2012 v 11 |
2013 v 12 |
2014 v 13 |
С. Америка |
2,7 |
1,9 |
3,6 |
3,9 |
4,8 |
из них США |
2,3 |
1,6 |
3,6 |
3,8 |
4,7 |
Западная Европа |
5,3 |
2,0 |
0,4 |
2,6 |
3,1 |
Азия/Тихоокеанский рег |
10,5 |
5,9 |
6,7 |
6,7 |
7,9 |
кроме Японии |
19,4 |
11,1 |
9,0 |
9,6 |
11,0 |
Центральная/Восточная Европа |
6,9 |
8,0 |
6,2 |
9,0 |
9,9 |
Латинская Америка |
18,7 |
10,3 |
7,8 |
10,0 |
9,0 |
Ближний восток и Африка |
7,7 |
-14,9 |
1,0 |
2,8 |
2,3 |
Остальной мир |
17,6 |
6,4 |
7,4 |
9,3 |
10,0 |
Итого |
6,9 |
3,8 |
4,3 |
5,3 |
6,1 |
Большую часть роста мирового рынка будут обеспечивать развивающиеся страны. По оценкам ZenithOptimedia, их вклад в рост глобального рынка в 2011-2014 гг. составит более 60%. При этом, вклад в общий рост десяти крупнейших из них составит 50%. Четыре страны БРИК вложат 35% в глобальный рост. Остальные 15% придутся на рынки Индонезии, Аргентины, ЮАР, Южной Кореи, Таиланда и Турции.
Рост рекламных вложений в развивающихся странах мира (2014 к 2011,
. по текущему курсу)
|
|
Рост объемов |
1 |
Китай |
16 456 |
2 |
Бразилия |
5 397 |
3 |
Россия |
4 305 |
4 |
Индонезия |
3 959 |
5 |
Аргентина |
2 268 |
6 |
ЮАР |
2 067 |
7 |
Южная Корея |
1 702 |
8 |
Индия |
1 540 |
9 |
Таиланд |
1 034 |
10 |
Турция |
1 030 |
В списке крупнейших рекламных держав в ближайшие два года нас ждут перемены – в 2014 году Китай переместится с третьего на второе место, превзойдя Японию, Бразилия обойдет Великобританию, а Россия вытеснит из топ-10 Южную Корею, встав на 10 место.
Крупнейшие рекламные рынки мира ($ млн по текущему
курсу)
|
2011 |
Объем |
|
2014 |
Объем |
1 |
США |
154 129 |
1 |
США |
173 593 |
2 |
Япония |
49 949 |
2 |
Япония |
53 434 |
3 |
Китай |
32 299 |
3 |
Китай |
48 755 |
4 |
Германия |
25 571 |
4 |
Германия |
27 548 |
5 |
Великобритания |
19 202 |
5 |
Бразилия |
22 216 |
6 |
Бразилия |
16 819 |
6 |
Великобритания |
21 595 |
7 |
Франция |
13 581 |
7 |
Франция |
14 510 |
8 |
Австралия |
12 761 |
8 |
Австралия |
13 660 |
9 |
Канада |
11 072 |
9 |
Канада |
12 920 |
10 |
Южная Корея |
10 232 |
10 |
Россия |
12 860 |
Интернет продолжает являться самым динамично растущим медиа в мире. Расходы на рекламу в этом медиа будут расти в среднем на 16% в год в период с 2011 по 2014 гг. Одними из самых быстро растущих форматов являются реклама в социальных медиа (среднегодовой рост на 31%) и видеореклама в сети.
Расходы по типам интернет-рекламы (. по текущему
курсу)
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Банеры |
22 497 |
27 343 |
32 865 |
39 439 |
47 748 |
Classified |
11 408 |
11 129 |
12 011 |
12 872 |
13 866 |
Контекстная |
33 766 |
37 975 |
43 782 |
50 480 |
57 773 |
Итого |
67 670 |
76 447 |
88 658 |
102 791 |
119 387 |
Рост рекламы в социальных медиа (. по текущему
курсу)
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Социальные медиа |
3 937 |
5 291 |
6 941 |
8 833 |
Процент от банерной (%) |
14,4 |
16,1 |
17,6 |
18,5 |
В целом, по прогнозу ZenithOptimedia интернет-реклама продолжит увеличивать свою долю в общих рекламных расходах, с 16% в 2011 году до 21,5% в 2014. Интернет-реклама уже занимает более, чем 25% долю рекламного рынка в шести странах (Канаде, Дании, Норвегии, Южной Корее, Швеции и США). В 2014 году, в шести странах мира (Австралии, Канаде, Норвегии, Швеции и Великобритании) эта доля вырастет до 30%.
Доля телерекламы также растет – с 36,9% в 2005 году до 40,2% в 2011. Телесмотрение увеличивается, самые заметные события на телевизионном рынке привлекают рекордную аудиторию. В 2012 году спортивные мероприятия мирового масштаба, по нашим ожиданиям, позволят ТВ увеличить свою долю в общем рекламном пироге до 40,4%.
Расходы на рекламу по медиа ($ млн)
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Газеты |
98 079 |
96 134 |
94 212 |
93 222 |
92 761 |
Журналы |
45 058 |
44 715 |
43 926 |
43 696 |
43 882 |
ТВ |
182 601 |
191 771 |
200 795 |
211 555 |
224 194 |
Радио |
32 791 |
33 789 |
34 561 |
35 660 |
36 755 |
Кино |
2 361 |
2 468 |
2 635 |
2 838 |
3 042 |
Outdoor |
30 989 |
31 714 |
32 487 |
33 695 |
35 136 |
Internet |
67 670 |
76 447 |
88 658 |
102 791 |
119 387 |
Итого * |
459 550 |
477 038 |
497 274 |
523 456 |
555 156 |
* Общие цифры ниже, чем в таблице «Расходы на рекламу по регионам мира», так как в некоторых странах мира нет разбивки расходов по медиа.
Доля медиа в общих расходах на рекламу (%)
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Газеты |
21,3 |
20,2 |
18,9 |
17,8 |
16,7 |
Журналы |
9,8 |
9,4 |
8,8 |
8,3 |
7,9 |
ТВ |
39,7 |
40,2 |
40,4 |
40,4 |
40,4 |
Радио |
7,1 |
7,1 |
7,0 |
6,8 |
6,6 |
Кино |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Outdoor |
6,7 |
6,6 |
6,5 |
6,4 |
6,3 |
Internet |
14,7 |
16,0 |
17,8 |
19,6 |
21,5 |
Прогноз развития Российского рекламного рынка в 2012 г.
ZenithOptimedia Group Russia оставила без изменений свой предыдущий прогноз (был выпушен в марте 2012 года) относительно развития российского рекламного рынка в 2012 году. По итогам года ожидается 13% рост рекламных инвестиций.
Российский рынок продолжит расти быстрее глобального и восточноевропейского, однако перспективы роста российской экономики продолжают оставаться зависимыми от международных цен на сырьевые ресурсы. А на них, в свою очередь, оказывают влияние экономические и политические факторы, такие, как нестабильность в еврозоне, события на Ближнем Востоке, снижение спроса в Китае и пр.
Интернет-реклама, расходы на которую в прошлом году впервые превзошли затраты на рекламу в прессе и OOH, продолжит динамичное развитие – на 35% в 2012 году. К 2014 году ее доля в общих расходах на рекламу достигнет 24% (в 2008 было 7%, в 2011 – 16%).
Медленнее других будут расти реклама в прессе, на радио и наружная реклама.
Их доли в общем «рекламном пироге» будут снижаться с 15%, 5% и 13%
соответственно в 2011 году до 13%, 4% и 12% в 2014.
Объем рекламы в средствах ее распространения в России (млн. рублей, без
НДС)
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012* |
Телевидение* (в т.ч. кабельно-спутниковое) |
96 400 |
110 800 |
130 744 |
143 818 |
Печатные СМИ (газеты, журналы, рекламные издания) |
35 600 |
38 000 |
40 400 |
42 420 |
Радио |
9 253 |
10 300 |
11 845 |
12 674 |
Наружная реклама |
25 200 |
29 700 |
34 300 |
37 730 |
Интернет (в т.ч. контекстная реклама) |
19 133 |
26 800 |
41 800 |
56 430 |
Прочие носители (в т.ч. indoor и кинотеатры) |
2 200 |
3 100 |
4 092 |
4 706 |
ИТОГО |
187 785 |
218 700 |
263 181 |
297 778 |
*- прогноз
Темпы прироста по отношению к предыдущему году (Россия,
%)
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012* |
Телевидение* (в т.ч. кабельно-спутниковое) |
-18% |
15% |
18% |
10% |
Печатные СМИ (газеты, журналы, рекламные издания) |
-44% |
7% |
6% |
5% |
Радио |
-29% |
11% |
15% |
7% |
Наружная реклама |
-40% |
18% |
15% |
10% |
Интернет (в т.ч. контекстная реклама) |
9% |
40% |
56% |
35% |
Прочие носители (в т.ч. indoor и кинотеатры) |
-19% |
41% |
32% |
15% |
ИТОГО |
-27% |
16% |
20% |
13% |
Источник: ZenithOptimedia Group Russia