Аптеки уходят в минус


Тенденции | 05 Октября 2011 14:40 | 1

В течение первого полугодия рентабельность аптечного бизнеса в стране снизилась более, чем в два раза - с 1,6% в январе до 0,7% в июне, говорится в материалах Росстата. Главная причина кризиса - изменения в налогообложении. Прогнозы аналитиков, которые в начале года обещали разорение и закрытие аптек по всей стране, начинают сбываться

Хуже всего обстановка в Брянской области. Там аптеки ушли в минус на 5,5%. В Самарской и Ульяновской областях показатель рентабельности - минус 4,9%, во Владимирской области - минус 4,2%. В убыток работают аптеки в Воронежской ( -0,1%), Ивановской ( -2,8%), Костромской (-0,2%), Орловской ( -2,2%), Тверской (-0,9%) областях. Отрицательные показатели и в других округах: Псковская область, республика Адыгея, Ростовская область, республики Алтай, Тыва, Алтайский край, Еврейская автономная область, Приволжский федеральный округ минус 1,4%. Даже в традиционно успешной Москве рентабельность аптек оказалась отрицательной - минус 2,4%.

Причин у падения показателей несколько - это и повысившиесяся с 1 января налоговая нагрузка, и выросшая на 7-10% стоимость аренды, и рост коммунальных платежей на 15-30%. От других коммерческих предприятий аптеки отличает еще и госрегулирование цен на препараты из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛП). В среднем, ограничение распространяется на 40% ассортимента.

В итоге аптеки выкручиваются как могут. Крупнейшие сети, например, увеличили долю немедицинских товаров в своем ассортименте. И это дало свои результаты. У аптечной сети «36,6» рентабельность по EBITDA за первое полугодие около 1%, что не сильно отличается от прошлого года. А у аптечной сети «Ригла» рентабельность в первом полугодии хотя и снизилась (с 5,5% в 2010 году до 3,6%), но в минус компания все-таки не ушла, рассказывает аналитик инвесткомпания «Rye, Man & Gor Securities» Екатерина Андреянова.

Впрочем, этот рецепт подходит далеко не всем аптекам. Быстро перестроить свой бизнес под парафармацевтику не получится. Во-первых, у большинства аптек не хватит на это оборотных средств. А те, кто-то все-таки изыщет резервы, не смогут добиться от поставщиков лучших цен, чем в обычных магазинах.

Да и потребители не поймут таких перемен, прогнозируют аналитики. Особенно проблема актуальна для государсвенных и муниципальных аптек, на которые, по оценкам Аптечной гильдии, приходится 20% от всех аптек в стране.

- Основные покупатели таких аптек  - пожилые люди. А у них в голове стереотип - в аптеки должны продаваться только лекарства, - объясняет исполнительный директор Аптечной гильдии Елена Неволина.

В небольших городах и селах, в которых состредоточено 52% аптек всей страны, парафармацевтика так же не сможет спасти рентабельность аптек. Согласно исследованию Аптечной гильдии, на первом месте по продажам немедицинских товаров в аптеках находится косметика марки Vishi. Но и на нее приходится только 0,01% в общем товарообороте.

В результате эксперты прогнозируют два пути для аптек - уход с рынка и повышение цен на лекарства.

«Владельцы продают бизнес. Часто новые хозяева переделывают аптеку во что-то другое, например, в магазин. Это особенно характерно для небольших аптек в регионах», - рассказывает исполнительный директор Российской Ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева. По оценкам гендиректора маркетингового агентства DSM Group Сергея Шуляка, в следующем году тем или иным образом с рынка уйдет 10-15% аптек.

В РААС прогнозируют, что лекарства, которые не входят в список жизненно необходимых, подорожают к концу года на 10% без учета инфляции. А препаратов из перечня ЖНВЛП может и восве не оказаться на полках. В особой зоне риска те лекарства, которые не входят в минимальный набор, необходимых для каждой аптеки. В последнюю версию списка входит 57 наименований. В основном, это недорогие лекарства - например активированный уголь и ацетилсалициловая кислота.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.
Свежие вакансии в рекламе, маркетинг, PR и digital в нашем новом Telegram-канале — «Больше Джобсов».


Источник: Известия

последние новости

Комментарии

ЖОРА | 05.10.2011, 15:57
Активированный уголь и ацетилсалициловая кислота в зоне риска - это плохо. Я их после пьянки употребляю.

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Спецпроекты

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама