«Цифра» за горизонтом


Тенденции | 29 Июня 2011 10:22

Что объединяет чиновников и политиков высшего ранга — президента Дмитрия Медведева, мэра Москвы Сергея Собянина, ключевых руководителей в Белом доме Вячеслава Володина и Игоря Шувалова? Телевидение

Каждый из них оказался хоть на несколько дней вовлечен в программу перехода на цифровое телевидение. В 2015 году мы получим шанс проверить, справились они с этой задачей или нет.

Подряд и техника

Федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009—2015 годы» была утверждена правительством в 2009 году. Куратором проекта выступал будущий президент Дмитрий Медведев. Изначально предполагалось, что до 2015 года на нее будет потрачено 127,3 млрд руб. Результатом реализации программы должно было стать появление телевидения с высоким качеством изображения и звука.

С самого начала реализации программы возникли трудности с выбором подрядчиков и технологий. Наиболее популярным вариантом была постройка на государственные средства национальной цифровой эфирной сети. Однако многие эксперты тут же возразили, что на то, чтобы строить такую сеть с нуля, потребуется в разы больше денег, чем заложено в многомиллиардном бюджете программы.

Усилия государства по модернизации эфира могут не привести к желаемому результату, потому что в крупных городах с миллионным населением многие абоненты уже давно пользуются услугами операторов кабельного ТВ.

Впрочем, для правительства, которое сложно заподозрить в интересах на рекламном рынке, быстро возникла другая дилемма. Эфирные частоты в настоящее время используются непродуктивно, тогда как программа цифровизации позволит в будущем разместить около восьми телеканалов на одной частоте.

«В основе цифровизации телерадиовещания лежит стремление сохранить эфирное пространство для внедрения других технологий, в первую очередь беспроводного интернет-доступа, — говорит президент Ассоциации кабельного телевидения России Юрий Припачкин. — Аналоговому телевидению в этом случае остается уйти либо в «цифру», либо в кабель и спутник. Однако с учетом климатических и географических особенностей единого технического решения не существует, абонент должен иметь возможность выбора технологии».

Однако возможность выбора у населения отбирают чиновники. Например, поддержать развертывание цифровых сетей могут сотовые операторы компании «большой тройки». Как рассказали РБК daily несколько источников в отрасли, изначально они обратились к регулятору с идеей размещать трансляторы цифрового сигнала на уже построенных сотовых вышках — эта идея не была реализована. Позднее возник второй, более масштабный проект, получивший широкую огласку. Частоты, занятые эфирным телевидением (в том числе в диапазоне 2,5—2,7 МГц), можно использовать для строительства сетей LTE (long term evolution). Операторы заявили, что готовы выделить средства, необходимые на расчистку этих частот, — по оценкам Минобороны, на это необходимо более 60 млрд руб., — если им гарантируют, что частоты будет разрешено использовать для сетей LTE. На момент подготовки материала никакого ответа от регулятора «большой тройкой» получено не было.

43 миллиона у экрана

Пока чиновники выясняют и согласовывают все нюансы реализации программы, цифровизация проходит коммерческим путем. И совсем не так, как предполагали в 2009 году. Когда готовилась целевая программа по цифровизации ТВ, в модель развития рынка были заложены заниженные показатели развития рынка широкополосного доступа (ШПД) в Интернет.

С учетом нынешних темпов роста отрасли операторы ШПД могут добраться до потребителя в городах раньше, чем эфирное цифровое ТВ.

«Формально программа цифровизации проводится под эгидой государства и должна завершиться в 2015 году, но фактически многие частные провайдеры также активно цифровизируют ТВ. Мы подключили уже более 220 тыс. домохозяйств более чем в 32 городах РФ», — говорит пресс-секретарь «ВымпелКома» Анна Айбашева.

В Минкомсвязи убеждены, что коммерческое цифровое ТВ и государственная «цифра» должны развиваться параллельно. В 2010 году, по словам министра, госфинансирование программы составило 2,562 млрд руб., кроме того, было привлечено 3 млрд руб. внебюджетных средств. На финансирование программы в 2011 году выделено 5 млрд руб., в том числе 4,5 млрд руб. составляют затраты госбюджета.

По словам министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева, первый мультиплекс заработает к концу 2011 года в 41 регионе, где проживает 43 млн человек. А к 2015 году (дата запуска второго мультиплекса) 70% населения станет доступно уже 18 бесплатных эфирных каналов. Третий мультиплекс цифрового телевидения появится в России «не раньше 2015 года», когда будут высвобождены необходимые для его работы частоты. В состав третьего мультиплекса войдут четыре региональных канала и один канал высокой четкости, говорят в Минкомсвязи. Что это будут за каналы и какого качества, пока непонятно.

Поиск решения

В настоящее время в рамках реализации ФЦП существует ряд проблем, от своевременного решения которых зависит, удастся ли осуществить переход на «цифру» в целом по стране.

Основная проблема — устаревшие модели телевизоров у населения. На сегодняшний момент только у трети горожан есть телевизоры, которые можно настроить на прием цифрового сигнала. Остальные будут вынуждены сменить свои телевизоры на более современные модели либо приобрести специальную цифровую приставку. Однако с учетом ее цены — около 2900 руб. — для определенной категории граждан такое приобретение может стать ощутимым ударом по карману.

Опыт других стран показывает, что переход на цифровое вещание требует проведения большой разъяснительной работы среди населения, принятия специальных программ, которые дотируют населению покупку нужного устройства для приема «цифры».

Глава оператора «Национальные кабельные сети» Сергей Калугин считает, что государство могло бы просто поддержать экспансию кабельных операторов за счет спонсирования абонентских устройств: «Исходя из численности населения страны предоставить населению set-top box (устройства, обеспечивающие возможность трансляции цифрового ТВ) обойдется где-то в 3 млрд долл., причем эта цифра сильно завышена с учетом того, что многие телевизоры уже и так могут принимать цифровой сигнал, а часть граждан захочет купить более дорогие и продвинутые устройства». По его словам, если государство пошло бы на такой шаг, операторы в достаточно сжатые сроки обеспечили бы цифровым ТВ и Интернетом те же 70% зрителей.

Другая проблема заключается в том, что программой до сих пор не определена роль и степень участия крупных операторов кабельного ТВ в процессе цифровизации. Сегодня вокруг цифровизации ТВ в Москве еще много вопросов. Поэтому важно, чтобы разработчики программы учли запросы и интересы всех участников этого процесса, не оставив за бортом главного — потребител

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.
Свежие вакансии в рекламе, маркетинг, PR и digital в нашем новом Telegram-канале — «Больше Джобсов».


Источник: РБК daily

последние новости

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама