Блогосфера и традиционные СМИ 2010: сотрудничество или соперничество? Итоги года


Тенденции | 22 Декабря 2010 11:00

За последние пару лет блоги превратились из маргинального феномена в значимое явление российского информационного пространства. Тенденцией года можно назвать усиление взаимовлияния традиционных СМИ и социальных медиа, при этом в 2010 году все чаще именно блогеры играли этих отношениях ведущую роль

Читательские аудитории ведущих ресурсов в Сети и популярных блогеров уже давно сопоставимы с ежедневной аудиторией ведущих печатных СМИ. Все чаще блогосфера опережает не только прессу, но и новостные агентства по скорости отклика на события - фото и видеосъемки очевидцев со всего мира мгновенно распространяются по Сети. Блогеры первыми обнародуют скандальную, скрываемую информацию и обращаются к самым острым темам без оглядки на авторитеты.

Интернет-библиотека СМИ Public.Ru измерила цитируемость материалов блогосферы в традиционных СМИ за последние пять лет. Количество обращений традиционных СМИ к материалам блогов постоянно растет и за период с 2005 по 2010 год увеличилось почти в 30 раз. В течение 2010 года печатные СМИ цитировали сообщения блогосферы более 6 000 раз. Замеры проводились по 1500 центральным и региональным печатным СМИ из фондов Public.Ru.

Блогосфера и традиционные СМИ 2010: сотрудничество или соперничество? Итоги года

Прочитано в блогах

Еще одной тенденцией российского медиапространства в 2010 году стало самое активное участие сообщества независимых блогеров в формировании общественного мнения. Владельцы сетевых дневников не раз выступали в качестве рупора гражданской журналистики. К сообщениям на страницах Живого Журнала стали прислушиваться политики и чиновники, гражданское общество и традиционные СМИ. Возникла новая информационная вертикаль - «общество-блогеры-СМИ-власть». Интернет-библиотека СМИ Public.Ru составила рейтинг самых ярких событий «вырвавшихся», по признанию самих СМИ, в 2010 году из «паутины» на страницы печатных газет и журналов и имевших самый громкий общественный резонанс. События ранжированы по степени интереса печатных СМИ, выраженного в количестве публикаций в течение года к теме поднятой блогерами.

Первые пять лидирующих позиций принадлежат темам защиты «Химкинского леса», скандального ДТП с участием вице-президента Лукойла А. Баркова на Ленинском проспекте, масштабной акции «Синих ведерок» против мигалок, делу о «жемчужном прапорщике» и «пожарной рынде».

Блогосфера и традиционные СМИ 2010: сотрудничество или соперничество? Итоги года

Блог для всех, кому есть, что сказать

По итогам 2010 года самыми активным спикером от блогосферы стал Алексей Навальный (Navalny). За год сообщения его блога были процитированы в печатных СМИ порядка 250 раз. Навальный широко известен своими антикоррупционным разоблачениями Транснефти и критикой работы Шереметьево-2.

Вторую позицию в рейтинге цитируемости блогеров в СМИ от Public.Ru занимает Артемий Лебедев (Tema) частью имиджа которого стало использование ненормативной лексики в блоге и «потребительский террор». Одной из широко обсуждаемых в СМИ стала тема разработки под руководством Лебедева нового логотипа Перми (большая красная буква П), впервые продемонстрированного публике в его блоге. Его результат - 129 цитат в СМИ в течение года.

На третьем месте путешественник и фотограф Рустем Адагамов (Drugoi), фоторепортажи которого украшают многие издания. СМИ упоминают Адагамова в числе блогеров, приглашенных на Саяно-Шушенскую ГЭС и как первого блогера, приглашенного пресс-службой президента России освещать протокольное мероприятие в Кремле - встречу Дмитрия Медведева с президентом Индии. Адагамова печатные СМИ цитировали в течение года 95 раз.

На четвертом месте блогер Александр Почкин (top_lap), напомнивший молодежи и премьеру слово «рында» - его печатные СМИ цитировали 68 раз в течение года. Образ «рынды» присутствовал в СМИ уже и без упоминания автора блога и стал в 2010 году символом беспомощности властей и распада элементарной инфраструктуры. Тема сигнальной рынды в числе лидеров рейтинга самых громких событий – пятая позиция и 180 цитат в печатной прессе.

Пятую позицию занимает «Доктор Лиза» (doctor_liza) и ее фонд "Справедливая помощь", помогающие тем, у кого не осталось надежды и от кого давно отказались родственники и врачи.
СМИ упоминают Елизавету Глинка, как создателя фонда "Справедливая помощь", занимающегося самым непопулярным видом благотворительности - помощью отверженным.
Темами для печатных СМИ также стали акции фонда "Вокзал по средам" с передвижной кухней-госпиталем для бездомных и обездоленных и сбор теплых вещей для бездомных.

В топ-20 самых цитируемых в 2010 году блогеров вошли также Антон Носик, Евгений Гришковец, Стас Садальский, Игорь Бигдан, Евгений Чичваркин и др.

Многие журналисты, работающие в официальных СМИ, все чаще о наболевшем высказываются на страницах своих онлайн-дневников. Отдельной строкой стоит в рейтинге Public.Ru журналист и блогер Олег Кашин, физическая расправа над которым стала известна не только в России, но и за ее пределами. С января по октябрь 2010 количество обращений СМИ к его блогу было небольшим -14 цитат. После трагического происшествия популярность Кашина-блогера сильно выросла и только за два месяца ноябрь-декабрь в СМИ зафиксировано порядка 135 цитат из блога Олега Кашина.

Блогосфера и традиционные СМИ 2010: сотрудничество или соперничество? Итоги года

Политики и чиновники онлайн

Не менее активно осваивали в 2010 году новые каналы коммуникаций российские политики и чиновники. По-прежнему, большая часть активных избирателей – люди старшего поколения, те, кто получает информацию через традиционные каналами связи: телевизор, газеты, радио. Однако, по данным ВЦИОМа, в текущем году в России насчитывается порядка 50 млн. пользователей Сети (это более трети населения страны). И если политики хотят привлечь к выборам более молодую аудиторию, оставаться вне прямого диалога с этой постоянно растущей, и активной частью населения стало уже не возможно.

Еще в 2008 году начал вести свой блог на президентском сайте глава страны Дмитрий Медведев. В декабре 2009 он настоятельно рекомендовал российским чиновникам овладевать компьютерной грамотностью, начать активную блогерскую жизнь и содействовать развитию Интернет-СМИ в регионах. Президентский призыв не прошел бесследно - количество блогов и микроблогов чиновников и региональных руководителей разного ранга в 2010 году также постоянно увеличивалось. Несмотря на справедливые упреки в официозе, строгом модерировании и нерегулярном посещении чиновниками своих онлайн приемных, без внимания журналистов и общественности блоги руководителей все же не остаются. Журналисты перевели свою работу в виртуальную плоскость и регулярно обогащают свои материалы выдержками из их сетевых дневников.

Интернет-библиотека СМИ Public.Ru составила топ-10 самых цитируемых в печатных СМИ блогов чиновников и политиков.

Блогосфера и традиционные СМИ 2010: сотрудничество или соперничество? Итоги года

Интернет как новый канал коммуникации будет и дальше как идеологически, так и технологически, влиять на тради¬ционные СМИ. Многие из них уже завели собственные интернет-представительства, где размещают как печатную версию своих изданий, так и дополнительные материалы онлайн-редакций. Редакционная политика других, как например у проекта Besttoday.ru, построена исключительно на агрегации новостей блогосферы. Очевидно, что в современном медиапространстве существует больше ниш, чем могут занять традиционные СМИ, и объединение традиционной журналистики с блогами, микроблогами и онлайн-площадками для общественных дискуссий и выражения авторских позиции – тенденция дальнейшего развития медиамира.

Самые громкие события блогосферы 2010 года, нашедшие отражение в традиционных СМИ

1. «Химкинский лес» - 1750 упоминаний в печатных СМИ за год.
Тема сохранения «Химкинского леса» начала фигурировать в СМИ и блогосфере гораздо раньше 2010 года. В активную же фазу борьба за лесной массив вступила в ноябре 2009 года, когда защитники «Химкинского леса» опубликовали в интернете свое видеообращение с требованием отправить в отставку Правительство РФ. В течение 2010 года тема с мощной подачи интернет-сообщества была одной из самых активно-обсуждаемых в печатных СМИ.

2.ДТП на Ленинском и Лукойл - 540 упоминаний в печатных СМИ за год.
ДТП на Ленинском проспекте столицы с участием Мерседеса вице-президента "Лукойла" Анатолия Баркова, в котором погибли две женщины. В сети блоггеры доказывают вину водителя mercedes и призывают бойкотировать автозаправки "Лукойла".

3. Акция «Синие ведерки» - 510 упоминаний в печатных СМИ за год.
Скандал с выездом на встречную полосу автомобиля советника президента РФ Владимира Шевченко перерос в народную интернет-кампанию против мигалок ЖЖ-сообщества «Синие ведерки». Московский бизнесмен Андрей Хартли не уступил дорогу двигавшемуся прямо на него BMW с включенной мигалкой. Хартли разместил видео в интернете, и блогеры узнали в пассажире BMW Владимира Шевченко-- руководителя протокола Михаила Горбачева и Бориса Ельцина, а с 2000 года -- советника президента РФ.

4. Дело «Жемчужного прапорщика» - 190 упоминаний в печатных СМИ за год.
Видеозапись действий сотрудника милиции прозванного «жемчужным прапорщиком», оскорблявшем и избивавшем оппозиционеров при разгоне митинга стала хитом в интернете, собрав более 100 тыс. просмотров. Блогер Алексей Навальный написал в ГУВД Петербурга обращение с просьбой дать оценку действиям «Жемчужного прапорщика».

5. Рында и пожары - 180 упоминаний в печатных СМИ за год.
Пользователь top_lap, в пожароопасное лето 2010 разместил пост в котором отметил, что в советское время в его деревне были три пожарных пруда, "висела рында, в которую били, если начинался пожар, а сейчас рынду заменили на телефон, который не работает из-за того, что не подключен». Блогер поставил перед Путиным вопрос: зачем нужен инновационный центр в Сколково, если "у нас пожарных машин элементарных нет".

6. Мистер Трололо - 174 упоминаний в печатных СМИ за год.
Советский хит почти 50-летней давности за неделю в Интернете прослушали 2,5 млн. человек. Ролик с песней Эдуарда ХИЛЯ выложил в Интернете американский студент. Звезда советской эстрады получил всемирную известность и веселое прозвище – Мистер ТРОЛОЛО.

7. Гуманитарная помощь погорельцам – 170 упоминаний в печатных СМИ за год.
Интернете разразился крупный скандал вокруг гуманитарной помощи найденной в силосной яме возле деревни Тарандеи Рязанской области. Коротенький видеоролик и фото с этой свалки опубликовал в своем блоге Владимир Барков.

8. Коррупция в Транснефти - 110 упоминаний в печатных СМИ за год.
Миноритарный акционер «Транснефти», юрист и популярный блогер Алексей Навальный обвинил прежнее руководство монополии в миллиардных растратах при строительстве нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО)

9. Червяк на кремлевской тарелке - 85 упоминаний в печатных СМИ за год.
Один из самых громких казусов - червяк, которого губернатор Твери Дмитрий Зеленин обнаружил на приеме в Кремле в своей тарелке, сфотографировал и выложил в микроблог на "Твиттере". Выпущенный в Сеть червяк начал жить самостоятельной жизнью: микроблог KremlinCherv пользуется бешеной популярностью.

Особым вниманием интернет-общественности пользуются сайты госзакупок. Действуя совместно с традиционными СМИ блогеры стали в этом вопросе серьезной силой. Широко организованное блогерами отслеживание и обсуждение в Сети нечестных конкурсов не только отменило кучу госзакупок для чиновников, но и сэкономило госбюджету более 110 млн. рублей.

10. Скандалы с госзакупками и конкурсами - 67 упоминаний в печатных СМИ за год.
1) Скандал разразился после выступления одного из челябинских блогеров, обратившегося к главе района Виктору Литовченко с резонным вопросом: зачем ему автомобиль представительского класса. Поводом для нее стало объявление о проведении торгов на покупку автомобиля "LEXUS LS 460".

2) Блогер и адвокат Алексей Навальный опубликовал в своем "Живом Журнале" официальное описание конкурса от Минздравсоцразвития на создание социальной сети для медицинских работников за 16 дней и 55 млн. рублей.

3) Блогеры с интересом обсуждали и траты главы администрации Пермского края Олега Чиркунова на оказание автотранспортных услуг на общую сумму 6 млн. руб. по перевозке пассажиров на автомобилях Volvo S80 с дополнительными опциями.

4) Самарские блогеры обратили внимание на сообщение о проведении конкурса администрацией области на приобретение автомобиля представительского класса с высшей степенью бронирования - В6/В7, мощность двигателя 516,7 л.с., цвет черный металлик.

5) Блогеры написали о губернаторе Вологодской области Вячеславе Позгалеве, который также провел конкурс на покупку автомобиля «Лексус» последней модели с отделкой салона кожей и красным деревянным шпоном «бубинго», стоимость 4 млн. 200 тыс. рублей.

6) Как обнаружили на сайте госзакупок все те же блогеры, в ведомстве Татьяны Голиковой хотели потратить 35 млн. рублей на создание федеральной электронной медицинской библиотеки всего 14 суток. А на «создание системы поддержки принятия решений лечащего врача при постановке диагноза» выделялись астрономические 20 млн. рублей.

11. «Живой щит» на МКАД - 54 упоминания в печатных СМИ за год.
Скандал начался после опубликования в Сети видеообращения одного из пострадавших Станислава Сутягина - одного из тех, кого ГИБДД заставили принять участие в "живом щите " на МКАД для задержания правонарушителя.

12. Тушение пожара «молодогвардейцами» - 36 упоминаний в печатных СМИ за год.
Скандал разгорелся после того, как блоггер piligrim_67 опубликовал комментарий к размещенному в Интернете отчету о тушении лесного пожара активистами "Молодой гвардии Единой России" (МГЕР) в Рязанской области. Фотоотчет и видеоролик про тушение горящего дерева блоггеры сочли постановочными.

13. Автопробег Путина на «Калинах» - 35 упоминаний в печатных СМИ за год.
Блогеры превратили в фарс торжественную поездку Владимира Путина по Дальнему Востоку. Из ролика "Путин едет на "Калинах ", снятого и выложенного в Сеть читинскими джиперами из автоклуба "Диверсант", стало известно, что "Лад" у премьера было как минимум три.

14. Пенсия губернатора Чуба – 17 упоминаний в печатных СМИ за год.
Благодаря Интернет-сообществу не был принят депутатами Законодательного собрания Ростовской области закон о пенсионном содержании экс-губернатора Владимира Чуба и его семьи на которое бюджет дотационной области должен был выделять 9,2 млн рублей.

15. Дорожный беспредел на Урале - 16 упоминаний в печатных СМИ за год.
Благодаря форумчанам «Екатеринбурга-онлайн» и блогерам ЖЖ-сообщества стали известны СМИ братья Дмитрий и Александр Куцуровы, калечившие водителей и вымогавшие у них деньги. Блогеры создали отдельную тему и провели свое расследование, в результате которого установили личности нападавших, государственные номера машин и даже место жительства водителей.

16. Погром в Самарской гостинице – 13 упоминаний в печатных СМИ за год.
Достоянием Интернета и потом СМИ стали скандальные видеокадры, сделанные в самарской гостинице. Участники автопробега «Смотра.ру» устроили в Самарской гостинице настоящий дебош.

17. Аэробус Люфтганза-Сталинград - 12 упоминаний в печатных СМИ за год.
В интернете разразился скандал, виновником которого стали блогеры из России. Немецкая компания-авиаперевозчик «Люфтганза» закупила несколько суперсовременных аэробусов - А-380 и объявила виртуальный конкурс на самое запоминающееся имя. С огромным отрывом от соперников в лидеры голосования вырвалось название «Сталинград».

18. Критика работы "Шереметьево-2" - 12 упоминаний в печатных СМИ за год.
Блогер Навальный вернувшись с новогодних каникул написал едкий пост про работу и нравы в Шереметьево. Директор аэропорта Михаил Василенко предложил блогеру лично возглавить спецпроект по борьбе с недостатками обслуживания в Шереметьево-2.

19. Мерседес со спецсигналом и БМВ - 10 упоминаний в печатных СМИ за год.
Известно об этой аварии стало благодаря Интернету и блогерам. Бронированный "Мерседес" с мигалкой и в сопровождении охраны столкнулся с "БМВ".

20. Гибель в ДТП школьницы из Елани – 10 упоминаний в печатных СМИ за год.
Очередную трагедию с участием представителей власти не дали замолчать свердловские блогеры, депутаты и журналисты. 28 августа под колеса кортежа чиновников, возвращавшихся с пьянки на озере, попала 16-летняя Таня Бороздина, которая шла с тетей по обочине пустой дороги между селами Елань и Краснополянское.

21. Православный кодекс «Русского молока» - 10 упоминаний в печатных СМИ за год.
Интернет взорвала запись блогера, сообщившего, что у них на предприятии появился внутренний православный кодекс. "Бомбой" стала публикация так называемого "Обращения к сотрудникам ОАО по производству молока. В нем его президент Василий Бойко-Великий, обещал уволить всех сотрудниц, сделавших аборт. Тех, кто не успеет обвенчаться до праздника Покрова Божией Матери (14 октября), постигнет та же участь.

22. Бутырка-блог Алексея Козлова - 8 упоминаний в печатных СМИ за год.
Осужденный по статье «мошенничество в особо крупном размере»Алексей Козлов начал вести "Бутырка-блог", который весной 2010 года победил в международном конкурсе The Best of Blogs в категории "Лучший русскоязычный блог по версии читателей".

23. Блогер о фотосъемках в центре Москвы - 7 упоминаний в печатных СМИ за год.
Известный блогер Терновский задал вопрос президенту Медведеву на горнолыжном курорте «почему запрещены съемки в центре Москвы».

24. Дом престарелых в г. Куровское - 5 упоминаний в печатных СМИ за год.
По десяткам блогов и страничкам в социальных сетях Интернета разлетелось тревожное сообщение о закрытии дома престарелых в подмосковном городе Куровское, но подключились блогеры, журналисты, и деньги на больницу нашлись.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


Источник: Public.ru

последние новости

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров

Кейсы