В смете на размещение рекламы были замечены высокие цены
Провести полную проверку сметы
On-line Buying Check
08 Октября 2010
Уровень потребительской уверенности упал
Эксперты волнуются, что такие настроения могут существенно затормозить экономику

Население России не верит в экономический рост и политическую стабильность и ждет новых волн кризиса. Потребительские ожидания в третьем квартале потеряли сразу 4 п.п. Снижение потребительского спроса снижает уверенность предприятий, которые сокращают свои запасы до минимума. Эксперты волнуются, что такие настроения могут существенно затормозить экономику, и не исключают, что потребительский застой может продлиться до президентских выборов.
Индекс потребительской уверенности в третьем квартале 2010 года снизился по сравнению со вторым кварталом на 4 п.п. и составил -11%. По данным Росстата, такую ситуацию спровоцировало ухудшение субъективного мнения населения относительно ожидаемых и произошедших изменений в экономике, а также перемен в личном материальном положении.

Доля респондентов, отрицательно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, составила 35% против 31% во втором квартале, доля положительных оценок снизилась, соответственно, с 23 до 21%, говорится в сообщении ведомства. На 5% снизился индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении (составил -5%), кроме того, около 93% опрошенных считали, что цены на основные товары и услуги в течение года будут расти (во втором квартале — 89%). Неизменными остались лишь два показателя: индекс благоприятности условий для крупных покупок (-25%) и индекс благоприятности условий для сбережения (-39%).

Эксперт НИИ социальных систем МГУ Дмитрий Бадовский полагает, что люди опасаются новых отголосков кризиса. «Только сейчас все начали понимать, что стабильность роста доходов, как это было до 2008 года, сломалась. Люди настраиваются на экономию — вот почему не изменилось отношение к крупным покупкам и сбережениям», — комментирует он.

«Опрос показывает, что экономика очень медленно выходит из кризиса. Люди предпочитают тратить меньше денег на потребительские услуги и товары, — считает главный научный сотрудник группы исследования мультикультурного потребления Института социологии РАН Никита Покровский. — Мы не видим роста потребления, и это ставит немой вопрос, в какой степени растет экономика».
Снижение спроса создает замкнутый круг с повышающейся неуверенностью в завтрашнем дне у большинства предприятий. «Предприятия не могут поверить в рост спроса, поэтому соответствующего роста выпуска не будет, — констатирует завлабораторией конъюнктурных опросов ИЭП Сергей Цухло. — Последние два месяца они не набирают работников, и их прогнозы по части набора персонала на ближайшие два-три месяца существенно упали. Не исключено, что не в лучшую сторону изменится и уровень зарплат».

Дмитрий Бадовский считает, что население настроилось на «сберегательный лад». «У людей есть сбережения, но заставить их тратить тяжело, — уверен он. — Надеяться на то, что спрос будет поддерживать экономику, не приходится. Правительство это понимает, поэтому акцентирует внимание на том, что нужно создавать инвестиционный бум». Ситуацию усугубляет высокий инфляционный фон.
На потребительские ощущения сильно влияет и политическая ситуация. «Поскольку мы вступаем в предвыборное время, атмосфера политической неуверенности препятствует резкому изменению настроений в сторону оптимизма. Люди скорее займут на ближайшие год-полтора выжидательную позицию. Индекс примерно таким и будет сохраняться — он не будет демонстрировать дальнейшего нарастания пессимизма, но и оптимизма прибавляться не будет», — резюмирует г-н Бадовский.

Источник: РБК Daily




Новости
сентябрь 2017
Каталог 7889 компаний
SapientNitroФильмсервис продакшнзVENTRA Trade
Расширенный поиск
Cпецпроекты, нестандартная реклама Кейсы Каталог проектов The WIT
Самый большой каталог ООН в России
рекламные щиты 3x6
Москва и регионы
адреса, фото и цены
160 000 поверхностей
Поиск
Эккаунты 3567 компаний
Найти
архив с 2002 по 2012 год доступен в Data Center