08 Октября 2010 | 08:39

Уровень потребительской уверенности упал

Эксперты волнуются, что такие настроения могут существенно затормозить экономику

Картинка Уровень потребительской уверенности упал

Население России не верит в экономический рост и политическую стабильность и ждет новых волн кризиса. Потребительские ожидания в третьем квартале потеряли сразу 4 п.п. Снижение потребительского спроса снижает уверенность предприятий, которые сокращают свои запасы до минимума. Эксперты волнуются, что такие настроения могут существенно затормозить экономику, и не исключают, что потребительский застой может продлиться до президентских выборов.
Индекс потребительской уверенности в третьем квартале 2010 года снизился по сравнению со вторым кварталом на 4 п.п. и составил -11%. По данным Росстата, такую ситуацию спровоцировало ухудшение субъективного мнения населения относительно ожидаемых и произошедших изменений в экономике, а также перемен в личном материальном положении.

Доля респондентов, отрицательно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, составила 35% против 31% во втором квартале, доля положительных оценок снизилась, соответственно, с 23 до 21%, говорится в сообщении ведомства. На 5% снизился индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении (составил -5%), кроме того, около 93% опрошенных считали, что цены на основные товары и услуги в течение года будут расти (во втором квартале — 89%). Неизменными остались лишь два показателя: индекс благоприятности условий для крупных покупок (-25%) и индекс благоприятности условий для сбережения (-39%).

Эксперт НИИ социальных систем МГУ Дмитрий Бадовский полагает, что люди опасаются новых отголосков кризиса. «Только сейчас все начали понимать, что стабильность роста доходов, как это было до 2008 года, сломалась. Люди настраиваются на экономию — вот почему не изменилось отношение к крупным покупкам и сбережениям», — комментирует он.

«Опрос показывает, что экономика очень медленно выходит из кризиса. Люди предпочитают тратить меньше денег на потребительские услуги и товары, — считает главный научный сотрудник группы исследования мультикультурного потребления Института социологии РАН Никита Покровский. — Мы не видим роста потребления, и это ставит немой вопрос, в какой степени растет экономика».
Снижение спроса создает замкнутый круг с повышающейся неуверенностью в завтрашнем дне у большинства предприятий. «Предприятия не могут поверить в рост спроса, поэтому соответствующего роста выпуска не будет, — констатирует завлабораторией конъюнктурных опросов ИЭП Сергей Цухло. — Последние два месяца они не набирают работников, и их прогнозы по части набора персонала на ближайшие два-три месяца существенно упали. Не исключено, что не в лучшую сторону изменится и уровень зарплат».

Дмитрий Бадовский считает, что население настроилось на «сберегательный лад». «У людей есть сбережения, но заставить их тратить тяжело, — уверен он. — Надеяться на то, что спрос будет поддерживать экономику, не приходится. Правительство это понимает, поэтому акцентирует внимание на том, что нужно создавать инвестиционный бум». Ситуацию усугубляет высокий инфляционный фон.
На потребительские ощущения сильно влияет и политическая ситуация. «Поскольку мы вступаем в предвыборное время, атмосфера политической неуверенности препятствует резкому изменению настроений в сторону оптимизма. Люди скорее займут на ближайшие год-полтора выжидательную позицию. Индекс примерно таким и будет сохраняться — он не будет демонстрировать дальнейшего нарастания пессимизма, но и оптимизма прибавляться не будет», — резюмирует г-н Бадовский.

Источник: РБК Daily

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.