06 Августа 2010 | 07:51

Ежедневные газеты теряют тиражи и выручку

Тиражи платных ежедневных газет во всем мире в 2009 году сократились впервые за пять лет — на 0,8%, объявила Всемирная газетная ассоциация (World Association of Newspapers and News Publishers; WAN-IFRA). В России в прошлом году аудитория таких газет уменьшилась сразу на 17,4%

Картинка Ежедневные газеты теряют тиражи и выручку

В 2009 году в мире ежедневно продавалось в среднем 517 млн экземпляров газет, что на 0,8% меньше, чем годом ранее, сообщила в среду WAN-IFRA (представляет более 30 тыс. изданий и 3 тыс. издательских компаний по всему миру) в докладе "Тенденции мировой прессы". С учетом бесплатных газет количество распространяемых экземпляров сократилось еще сильнее — на 1,7%. Продажи газет росли в Азии (на 1% в количестве копий) и Африке (на 4,8%), но падали в Северной (на 3,4%) и Южной Америках (4,6%), в Европе (на 5,6%), Австралии и Океании (на 1,5%).

Средний тираж и количество проданных газет в России в докладе не упоминаются. Местные эксперты эти показатели тоже не оценивают. TNS Media Research измеряет лишь общую аудиторию газет (количество читателей одного номера): в 2009 году для платных ежедневных изданий она сократилась сразу на 17,4%, до 5,4 млн человек (учитывалось население старше 16 лет). Хотя количество наименований газет за прошлый год выросло: платных — на 9,3%, до 541, бесплатных — на 7,9%, до 41, посчитала WAN-IFRA. По количеству бесплатных ежедневных газет Россия даже вышла на первое место в мире, а их тиражи за год (количество распространенных копий не указывается) выросли на 0,7%, до 1,2 млн в день.

Выручка от рекламы в газетах во всем мире падала гораздо быстрее, чем тиражи,— на 17% за год, заявляют докладчики, ссылаясь на подсчеты ZenithOptimedia. При этом Северная Америка потеряла почти четверть выручки, Западная Европа — 13,7%, Центральная и Восточная Европа — 18,7%, Азия — 9,6%, Южная Америка — 2,9%. В Африке и на Ближнем Востоке доходы прессы оставались стабильными. Расходы рекламодателей на прессу начали снижаться еще в 2008-м, уточняется в докладе. По сравнению с рекордными значениями 2007 года ($130,28 млрд выручки) газеты в 2009 году потеряли уже 21,7%, а их доля в общих расходах рекламодателей сократилась с 26,9% до 23,2%. В ближайшие годы рекламные бюджеты продолжат перераспределяться в пользу других медиа, прежде всего интернета: так, уже в 2012 году доля газет в рекламном "пироге" уменьшится до 19,9% ($96,9 млрд), предсказывает WAN-IFRA.

Доходы прессы меньше пострадали на развивающихся рынках, свидетельствуют данные доклада. Так, например, Индия, лидирующая по количеству продаваемых в день газет (110 млн; прирост за год — 5%), пока занимает лишь седьмое место в мире по объемам рекламы в них ($2,4 млрд). Но при этом Индия стала крупнейшим рынком, на котором рекламные доходы в газетах увеличиваются: выручка газет прибавила там 13,1% за год. В США, где ежедневно продается 46 млн газет (на 4,8% меньше, чем в 2008-м) и самые большие доходы у издателей, выручка сократилась на 25%, до $33 млрд в год. В России, согласно данным Ассоциации коммуникационных агентств (АКАР), на которые ссылается WAN-IFRA, вся пресса заработала на рекламе в 2009 году 32,6 млрд руб. ($1,03 млрд по средневзвешенному курсу за год), или на 43% меньше, чем в 2008-м, а только платные газеты — 8,9 млрд руб. ($0,28 млрд), или на 35% меньше, чем годом ранее.

Источник: Коммерсантъ

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru