Рост цен на product placement привел к сокращению объемов спонсорской рекламы на ТВ
Основной переполох среди участников рынка еще весной этого года вызвало решение ФАС по Республике Татарстан оштрафовать телекомпанию ТНТ на 200 тыс. руб. за показ скрытой рекламы приставки Nintendo Wii в реалити-шоу «Дом-2»
Цена на размещение product placement на отечественном телевидении выросла в полтора раза после того, как Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала спонсорство на ТВ обычной рекламой. К таким выводам пришли участники рекламного рынка. По их мнению, действия регулятора повлекли за собой также сокращение количества подобной рекламы в эфире.
Основной переполох среди участников рынка еще весной этого года вызвало решение ФАС по Республике Татарстан оштрафовать телекомпанию ТНТ на 200 тыс. руб. за показ скрытой рекламы приставки Nintendo Wii в реалити-шоу «Дом-2». Таким образом, ФАС создала прецедент, приравняв спонсорство в телеэфире к обычной рекламе. Напомним, что по закону продолжительность рекламного ролика должна составлять в эфире не более девяти минут в час.
По мнению экспертов, повышенное внимание ФАС к данному
сегменту рекламного рынка в итоге привело к сокращению возможностей для
интеграции брендов и значительному увеличению цен. «Сегодня на многих каналах
введены существенные ограничения с точки зрения явного присутствия бренда в
телепрограммах, — комментирует ситуацию генеральный директор агентства
Brandworks | Entertainment & Sports Мария Капралова. — В тех случаях, когда
появление бренда допускается, рекламодателю, желающему разместиться в передаче,
приходится сегодня платить в среднем в полтора раза дороже, чем это было еще
весной этого года».
Кроме того, г-жа Капралова напоминает, что не стоит забывать и о медиаинфляции,
которая также влияет на повышение стоимости размещения рекламы. «На некоторых
каналах ввели прямую зависимость от степени явности присутствия марки в эфире и
стоимости размещения», — добавляет она.
По мнению участников рынка, действия регулятора повлияли не только на ценообразование, но и на количество появляющейся в эфире рекламы. «Первыми на рыночные изменения среагировали руководители канала ТНТ, резко сократив количество спонсорства в своих передачах, — рассказывает источник на медиарынке. — Так же поступили и остальные каналы. Например, канал СТС сократил и четко зафиксировал размер показа логотипа бренда в эфире своих передач. Если раньше он составлял 40% от поверхности картинки, то сегодня уже не более 20%». По его словам, стоимость размещения интеграций в передачи (это пара упоминаний, пара демонстраций и тройка коротких заставок) на каналах уровня ТНТ или СТС может составлять около 15 млн руб. Но уже в ближайшее время цена может значительно вырасти. «Тяжеловесы» же отечественного ТВ даже не начинают разговор по контрактам меньше миллиона долларов», — добавляет источник.
Реальный рынок product placement в последние годы до кризиса составлял 25—30 млн долл., оценивает руководитель сейлз-хауса спецпроектов группы компаний Star Media Юлия Виноградова: «Цифра складывалась из покупательских возможностей рекламодателей размещать продукт в разножанровых проектах». По ее мнению, определить степень падения рынка во время кризиса довольно сложно, но предварительно она составляет до 70—80%. «Связано это как с локальным снижением горизонта планирования рекламодателями (при размещении product placement стоит учитывать, что это долгосрочный эффект, где максимальный показатель эффективности достигается за два—четыре года после запуска), так и со снижением проектов в запуске», — поясняет она.
Источник: РБК Daily