09 Февраля 2010 | 09:06

Инвесторы ищут начало 90-х в соцсетях

Российские компании все активнее пробуют монетизировать «В контакте», «Одноклассники» и Facebook

Картинка Инвесторы ищут начало 90-х в соцсетях

В декабре 2009 года основатель компании-разработчика игр для социальных сетей Drimmi Никита Шерман сравнил бизнес в социальных сетях с возможностями заработка в интернете в начале 1990-х, когда виртуальное пространство еще было пустынным, а гигантов вроде Google не существовало.

В прошлом году в соцсетях «выстрелили» приложения. Лидирующий по аудитории «В контакте» предложил программистам и инвесторам заработать. Бизнес схема простая – частные лица или компании предлагают игры и сервисы. Пользователи покупают виртуальные подарки, оплачивают разного рода услуги в рамках приложений. «В контакте» с помощью новых сервисов наращивает аудиторию, разработчик получает почти половину с полученных денег. В 2008 году подобную платформу для разработчиков открыли в Facebook.

В России желающие заработать нашлись быстро. Спустя несколько месяцев после старта платформы на «В контакте» было уже несколько сотен игр и приложений. Сейчас рост рынка игр в соцсетях  стал угрожать и казуальным играм. Так, в начале февраля «Финам» вышел из числа акционеров производителя казуальных игр Alawar, продав свою долю венчурному фонду Almaz Capital Partners. Аналитики рынка назвали решение «Финама» своевременным уходом из сегмента, который в условиях роста популярности игр в соцсетях ожидает небольшой рост или даже стагнация. В 2009 году российский рынок казуальных игр еще вырос на 23%. Для сравнения,  в 2008 году он вырос на 160%.

Возможности же для привлечения в соцсети рекламодателей пока ограниченны только фантазией разработчиков кампаний из рекламных агентств. На ресурсах создаются  сообщества компаний и их продуктов, устраиваются виртуальные шоу. Один из тех, кто предпочел зарабатывать в соцсетях в рамках агентства с помощью рекламных бюджетов FMCG компаний, сообщил автору Adindex.ru в частной беседе: «Здесь возможности для заработков неограниченны. Конкуренции – ноль».

Утверждать о безграничных возможностях заработков в соцсетях у него есть все основания. Как пишет NetImperative со ссылкой на исследование, проведенное советом по социальным медиа отраслевой организации Internet Advertising Bureau, девять из десяти брендов назвали социальные медиа важными для своего бизнеса и увеличат в 2010 году расходы на рекламу (было опрошено 80 руководителей маркетинговых отделов).

Любой способ монетизации в формате соцсети пока выглядит крайне привлекательным. Этому способствует рост популярности этой формы платформы над другими. Согласно последнему исследованию Pew Internet & American Life Project, популярность блоггерства среди американских подростков и молодых взрослых за последние три года сократилась почти наполовину именно по вине соцсетей. Только 14% всех подростков, которые используют интернет, заявили, что ведут блог или онлайн-журнал, тогда как в 2006 году таких было 28%. В то же время 73% респондентов заявили, что пользуются социальными сетями.

Не случайно на днях стало известно, что агентство +Sol, принадлежащее компании SUP Алишера Усманова и Александра Мамута, планирует продавать баннерную рекламу, предназначенную для российской аудитории социальной сети Facebook. Ранее +Sol взялась за продажи на Livejournal и Last.fm. Теперь возможности сервисов вроде Last.fm есть в крупнейших соцсетях, поэтому мимо Facebook +Sol или другое РА пройти не могло. Проблема была лишь в том, чтобы убедить Facebook размещать рекламу. Ранее Facebook боялась отпугнуть аудиторию баннерами. По оценкам участников рынка, несмотря на то, что «В контакте» в России недосягаем для конкурентов по аудитории, он проигрывают Facebook в эргономичности и сервисных  возможностях. Возможно, поэтому в декабре 2009-го число российских посетителей Facebook, по данным comScore, увеличилось на 137,6% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, а  по подсчетам TNS, аудитория «В контакте» за это время выросла примерно на 36%.

Не могла пройти мимо роста интереса к соцсетям и Google. В феврале в компании заявили, что собираются сделать из почтового сервиса Gmail социальную сеть с возможностью обновления статусов и обмена контентом между пользователями.
Кажется, возможности для монетизации будут безграничными еще очень долго. Однако инвесторам не стоит забывать об осторожности. Возможности роста рынка казуальных игр некоторые еще пару лет назад также считали безграничными. В итоги уже сейчас более удобные формы идентичных сервисов вытесняют традиционные.

Автор: Сергей Суворов

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.