Координационный совет коммуникационных индустрий предложил разработать закон «О коммуникациях»
Зрелой отрасли в перспективе необходим отдельный федеральный закон, уверены в ассоциации

Российскому рынку коммуникаций, чей объем перешагнул отметку в 2 трлн руб., необходим отдельный федеральный закон. Об этом на форуме «Стратегические коммуникации. Идеи & Инсайты» заявил Вячеслав Лащевский, председатель совета директоров коммуникационной группы АГТ и сопредседатель Координационного совета коммуникационных индустрий при Общественной палате РФ.
Представитель Совета выразил надежду, что отрасль коммуникаций и Госдума поддержит инициативу по разработке соответствующего ФЗ. «Это история небыстрая, но стратегическая. В эту реку надо входить, если мы формируем настоящую, взрослую отрасль экономики», — сказал Лащевский. При этом он отметил, что подобная законодательная инициатива потребует объединения усилий всех коммуникационных индустрий.
Еще одним важным вопросом эксперт называет выбор курирующего ведомства для «бесхозной» коммуникационной отрасли. Наиболее вероятным вариантом Лащевский считает Минцифры.
Координационный совет коммуникационных индустрий совместно с отраслевыми ассоциациями также представил собственную оценку рынка коммуникаций в России. Согласно исследованию, в 2024 г. данный рынок вырос на 21%, его объем превысил 2 трлн руб. Крупнейшими сегментами являются «Реклама» (903 млрд руб.), digital (523 млрд руб.) и событийные коммуникации (341 млрд руб.). Cегмент маркетинговых услуг оценивается в 128 млрд руб., связей с общественностью в 60 млрд руб. Таким образом, вклад коммуникационного бизнеса в национальный ВВП составляет 1%.
Подсчет проводился в два этапа: сначала эксперты изучили ОКВЭДы отрасли, потом представители индустрий верифицировали полученные данные. В настоящее время к коммуникационным индустриям относятся девять направлений: реклама, диджитал, PR, исследования и аналитика, маркетинговые услуги, брендинг, события, блогерская деятельность и политическое консультирование. По словам Лащевского, поиск ниши — в том числе собственного ОКВЭДа — для политтехнологов еще продолжается.
Помимо отдельного закона Координационный совет заинтересован в признании коммуникаций в качестве отдельного научного направления. Чтобы в российской науке появилась дисциплина «Коммуникация», Совет планирует работать с Академией наук и Высшей аттестационной комиссией.
Закон «О развитии креативных индустрий в России» вступил в силу 5 февраля. Его задачей заявлена поддержка отраслей, которые власти относят к творческим. Сюда входят как медиа с рекламой, так и программное обеспечение с художественными промыслами. Частью инициативы является разработка дорожных карт по 12 направлениям, которые включают как финансовые, так и нематериальные меры поддержки.