ФАС отказали в праве регулировать бренды и хедхантинг
Новые поправки ФАС к четвертому антимонопольному пакету, в которых она собиралась распространить регулирование на бренды, оформят отдельным документом
Пятый пакет по осени ждут
Дополнительные поправки ФАС ко второму чтению в закон «О защите конкуренции» (четвертый антимонопольный пакет), направленные в правительство, решили оформить отдельным документом. На совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова в середине марта правительство решило не объединять новые предложения ФАС по недобросовестной конкуренции с четвертым антимонопольным пакетом, следует из протокола совещания (копия есть у РБК). Они должны быть оформлены к сентябрю 2015 года отдельным документом.
Часть изменений ФАС обосновала необходимостью реализации антикризисного плана правительства, но бизнес увидел в них значительное необоснованное расширение полномочий ФАС, в частности в сфере интеллектуальной собственности.
ФАС собиралась распространить действие антимонопольного законодательства на бренды и запретить покупку и использование товарных знаков, если конкурент «приступил к использованию обозначения, тождественного или сходного (с ним) до степени смешения» раньше. Появлялись новые штрафы за нарушение процедуры торгов.
Недобросовестной конкуренцией могло быть признано использование права на товарный знак, «который приводит или может привести к использованию или ослаблению коммерческой ценности» конкурирующего бренда, работающего на другом товарном рынке, которые приобрели известность в России.
Ранее замначальника правового управления ФАС Денис Гаврилов приводил пример такой недобросовестной конкуренции: «Появилась компания, зарегистрировавшая товарный знак Vacheron Constantin на класс одежды, открыла магазин. То есть товарный знак применительно к часам имеет достаточно узнаваемое значение, и вот компания, которая выходит на рынок, думает, как обратить внимание потребителя и при этом сэкономить на раскрутке. Решение — назвать себя известным именем и повысить вероятность, что потребители обратят внимание. Суд признал, что действия компании-производителя одежды являются недобросовестной конкуренцией», — объяснял он (цитата по ТАСС).
ФАС также предлагала расширить ст.14 закона «Запрет на недобросовестную конкуренцию» девятью новыми составами. В частности, под запрет могла подпасть продажа товара, при изготовлении которого использовали ноу-хау конкурентов (новая ст.14.2 — «Недобросовестная конкуренция с использованием результатов интеллектуальной деятельности»).
Хедхантинг под вопросом
Другая статья вводила в антимонопольное законодательство такое нарушение, как «дезорганизация деятельности компании (его работников)» — ст.14.8. Сейчас этот термин используется только в уголовном праве и не относится к хозяйственной практике, отмечает Ульянов. Недобросовестной конкуренцией будут признаваться действия компании, побуждающие третьих лиц отказаться от работы с компанией из-за неточной или искаженной информации.
Автор предложения, начальник отдела ФАС Яна Склярова, говорила ранее РБК, что под этой формулировкой понимается в том числе переманивание заказчика недобросовестным способом, давление на сотрудников компании-конкурента или покупка целой команды специалистов. «Если одна сторона предлагает работнику перейти, в этом нет никакой работы против конкурента. А вот если при этом будет сказано: твоя контора через неделю закроется, подпадет под санкции по Крыму, что является неправдой, — такие формы следует признавать нарушением конкуренции», — поясняла она.
Ведомство Игоря Артемьева также предлагало привлекать материалы оперативно-разыскной деятельности (ОРД) в качестве доказательств, что «могло привести к серьезным нарушениям законных прав и интересов предпринимателей», указывал президент РСПП Александр Шохин в письме на имя главы ФАС Игоря Артемьева. Возможность передачи материалов оперативно-разыскной деятельности увеличивает коррупционные риски для бизнеса, согласен юрист компании «Деловой фарватер» Павел Ивченков. От предпринимателей могут требовать взятки, чтобы не передавать материалы для антимонопольного расследования, предполагает он.
«Объемные поправки решено вести отдельным законопроектом, а
не поправками ко второму чтению. Это означает, что избежать широкой
общественной дискуссии не удастся», — говорит директор по развитию Национальной
ассоциации институтов закупок, антимонопольный эксперт «Деловой России» Алексей
Ульянов.
Источник: РБК