Рекламе открыли дорогу в мобильники
Рассылка сотовыми операторами SMS-сообщений абонентам в ответ на запрос о балансе не является нарушением закона "О рекламе", постановил президиум Высшего арбитражного суда (ВАС).
Решение управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Чувашской Республике, предписавшего прекратить рассылку подобных SMS, оспаривала МТС. Юристы считают, что сотовым операторам рано праздновать победу.
Вчера президиум ВАС оставил в силе постановление кассационного суда, удовлетворившего жалобу МТС на предписание УФАС. Причиной разбирательства послужило обращение абонента МТС в антимонопольное ведомство: пользователя возмутило то, что на его мобильный телефон при запросе баланса счета приходили сообщения "Флиртуй, знакомься, найди свою любовь и новых друзей! Романтическое путешествие и ценные призы ждут тебя! Отправь HOT на 5115, SMS = 5,08 руб.", "Выиграй 100 000 руб. Отправь ДА на 8400. Цена = 6,77 руб. с НДС".
УФАС 4 декабря 2007 года возбудило в отношении МТС дело о нарушении законодательства о рекламе. Ведомство решило, что распространенные сообщения являются рекламными и нарушают часть 2 статьи 18 закона "О рекламе", запрещающую "использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки)". После чего УФАС вынесло оператору предписание прекратить нарушение закона. МТС обжаловала решение и предписание УФАС в суде, заявив, что распространяемая информация не является рекламой, а рассылка осуществляется с участием человека, выбирающего абонентов по определенным критериям (возраст, место жительства). Кроме того, по утверждению представителя МТС в суде, абонент вправе отказаться от получения рекламы на мобильный телефон, чего сделано не было. Арбитражный суд Чувашской Республики 26 февраля 2008 года отклонил иск компании, но апелляционный и кассационный суды поддержали позицию оператора, решив, что УФАС не доказало осуществление рассылки сообщений в автоматическом режиме.
Такие же претензии могут быть предъявлены к рассылке любых рекламных SMS-сообщений, а не только приходящим в ответ на запрос о балансе абонента, считают юристы. Но они не считают, что вчерашним решением президиума ВАС поставлена точка в вопросе о правомерности рекламных рассылок операторов сотовой связи. Партнер юридической компании Goltsblat BLP Екатерина Тиллинг говорит, что это первое дело в президиуме ВАС, касающееся такой рекламы. "Несмотря на то что дело было решено в пользу МТС, это не означает, что во всех подобных делах суды будут принимать сторону операторов. Все зависит от того, доказан ли факт автоматической рассылки",— сказала она. Адвокат юридической компании "Усков и партнеры" Вадим Усков считает, что такие сообщения рассылаются автоматически. "Ответ на запрос о балансе приходит в течение пары секунд, и за это время запрос никак не может быть обработан человеком. К тому же система учета денег и звонков не предполагает вмешательства персонала. Возможно, решение президиума ВАС — следствие недоработки со стороны УФАС",— говорит он. Господин Усков надеется, что подобные дела еще будут и возможные ошибки будут исправлены в других судебных процессах. Эксперты также отмечают, что типовой договор между оператором и абонентом не предусматривает отключение пользователя от SMS-рассылки.
К практике оповещения абонентов об услугах прибегает не только МТС. При запросе баланса оператор "Вымпелком" после оповещения о средствах на счете предлагает "мобильные знакомства по SMS", а "МегаФон" — "ICQ и другое". На последних президентских выборах в марте 2008 года "Вымпелком" рассылал своим абонентам напоминания о выборах.
Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая утверждает, что рассылка рекламы делается с согласия абонента, так как это предусмотрено договором. "Если абонент не хочет получать подобные рассылки, он всегда может отказаться от получения рассылки",— говорит госпожа Осадчая. Такой же точки зрения придерживаются и представители "Вымпелкома" и "МегаФона".
Источник: КоммерсантЪ