Навигатор рекламного рынка

| Печать | В закладки1 апреля 2009 08:51

Рекламе открыли дорогу в мобильники

Рассылка сотовыми операторами SMS-сообщений абонентам в ответ на запрос о балансе не является нарушением закона "О рекламе", постановил президиум Высшего арбитражного суда (ВАС).

Автор: Анна Ъ-Занина, Инна Ъ-Ерохина

Решение управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Чувашской Республике, предписавшего прекратить рассылку подобных SMS, оспаривала МТС. Юристы считают, что сотовым операторам рано праздновать победу.

Вчера президиум ВАС оставил в силе постановление кассационного суда, удовлетворившего жалобу МТС на предписание УФАС. Причиной разбирательства послужило обращение абонента МТС в антимонопольное ведомство: пользователя возмутило то, что на его мобильный телефон при запросе баланса счета приходили сообщения «Флиртуй, знакомься, найди свою любовь и новых друзей! Романтическое путешествие и ценные призы ждут тебя! Отправь HOT на 5115, SMS = 5,08 руб.», «Выиграй 100 000 руб. Отправь ДА на 8400. Цена = 6,77 руб. с НДС».

УФАС 4 декабря 2007 года возбудило в отношении МТС дело о нарушении законодательства о рекламе. Ведомство решило, что распространенные сообщения являются рекламными и нарушают часть 2 статьи 18 закона «О рекламе», запрещающую «использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки)». После чего УФАС вынесло оператору предписание прекратить нарушение закона. МТС обжаловала решение и предписание УФАС в суде, заявив, что распространяемая информация не является рекламой, а рассылка осуществляется с участием человека, выбирающего абонентов по определенным критериям (возраст, место жительства). Кроме того, по утверждению представителя МТС в суде, абонент вправе отказаться от получения рекламы на мобильный телефон, чего сделано не было. Арбитражный суд Чувашской Республики 26 февраля 2008 года отклонил иск компании, но апелляционный и кассационный суды поддержали позицию оператора, решив, что УФАС не доказало осуществление рассылки сообщений в автоматическом режиме.

Такие же претензии могут быть предъявлены к рассылке любых рекламных SMS-сообщений, а не только приходящим в ответ на запрос о балансе абонента, считают юристы. Но они не считают, что вчерашним решением президиума ВАС поставлена точка в вопросе о правомерности рекламных рассылок операторов сотовой связи. Партнер юридической компании Goltsblat BLP Екатерина Тиллинг говорит, что это первое дело в президиуме ВАС, касающееся такой рекламы. «Несмотря на то что дело было решено в пользу МТС, это не означает, что во всех подобных делах суды будут принимать сторону операторов. Все зависит от того, доказан ли факт автоматической рассылки»,— сказала она. Адвокат юридической компании «Усков и партнеры» Вадим Усков считает, что такие сообщения рассылаются автоматически. «Ответ на запрос о балансе приходит в течение пары секунд, и за это время запрос никак не может быть обработан человеком. К тому же система учета денег и звонков не предполагает вмешательства персонала. Возможно, решение президиума ВАС — следствие недоработки со стороны УФАС»,— говорит он. Господин Усков надеется, что подобные дела еще будут и возможные ошибки будут исправлены в других судебных процессах. Эксперты также отмечают, что типовой договор между оператором и абонентом не предусматривает отключение пользователя от SMS-рассылки.

К практике оповещения абонентов об услугах прибегает не только МТС. При запросе баланса оператор «Вымпелком» после оповещения о средствах на счете предлагает «мобильные знакомства по SMS», а «МегаФон» — «ICQ и другое». На последних президентских выборах в марте 2008 года «Вымпелком» рассылал своим абонентам напоминания о выборах.

Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая утверждает, что рассылка рекламы делается с согласия абонента, так как это предусмотрено договором. «Если абонент не хочет получать подобные рассылки, он всегда может отказаться от получения рассылки»,— говорит госпожа Осадчая. Такой же точки зрения придерживаются и представители «Вымпелкома» и «МегаФона».

Автор: Анна Ъ-Занина, Инна Ъ-Ерохина
Источник: КоммерсантЪ

| Печать | В закладки


<< < декабрь 2017 > >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Подключите CSS