Пиарщики начали больше бояться ИИ и беспокоиться из-за фрагментации аудитории
PR-специалисты раньше больше тревожились по поводу социальной ответственности бизнеса (2019–2021 гг.), однако в прогнозе до 2030 г. их поводы для беспокойства изменились, рассказали AdIndex в Comunica. Агентство провело исследование главных вызовов индустрии.
Так, сейчас почти половина опрошенных руководителей PR-подразделений и агентств (48%) считают основным вызовом искусственный интеллект. Всего за год значимость этой темы выросла в 10 раз: о ней говорили лишь 5% респондентов в 2024 г. На втором месте с результатом 35% находится фрагментация аудиторий. Доля специалистов, обеспокоенных этой проблемой, увеличилась в 2,5 раза по сравнению с 2019 г., когда она волновала только 10%. Третью позицию с 24% занимает проблема дезинформации. При этом в 2019 г. она и вовсе не входила в топ-5.

«Главный тренд, который сегодня все четче просматривается, — бизнес становится эмпатичным. Пиару предстоит научить и научиться рассказывать о компании с точки зрения его влияния на общество, показывать, какую пользу он несет и чем может быть полезен людям. И самое главное — сделать это убедительным. Люди все чаще выбирают бренды по принципу сопричастности к идее, к социальной значимости. Компании бьются за статус love-брендов. Поэтому задача PR и маркетинга — показывать, как ценности бренда соответствуют ценностям общества. Это помогает не только выстраивать коммуникацию с внешней аудиторией, но и мотивировать, вовлекать стейкхолдеров внутри компании. Это наш самый большой вызов сегодня», — добавляет PR-директор «Авито» Ульяна Смольская.
Среди других значимых вызовов — информационная перегрузка (17%), сокращение горизонта планирования (13%, это новый пункт в исследовании), а также изменения в законодательстве и запрос на социальную ответственность, набравшие по 11%. Если в 2021 г. тему ESG (концепция устойчивого развития бизнеса) поддерживали 48% опрошенных, то сейчас ее актуальность значительно снизилась. Замыкают список профессиональный кризис идентичности (9%), кадровый дефицит (8% по сравнению с 3% в прошлом году) и репутационные кризисы (7%).

Кроме того, анализ динамики показывает, что если в 2019 г. акцент был сделан на экологическую повестку и проблему информационной перегрузки, то через два года лидировала уже ESG-тематика. Фокус сместился на экономические проблемы с 2024 г. И через год приоритетной стала тема ИИ.
Сейчас профессиональное сообщество переориентировалось с социальных вопросов на технологические вызовы и кризис доверия, при этом оптимистичные прогнозы среди профессионалов стали крайне редкими.