Тренды на зарегулированность СМИ и зависимость трафика отметили почти половина представителей медиа и PR
Первая тенденция осталась устойчивой, а вторая усилилась в глазах специалистов на 2 п.п. относительно прошлого года
По мнению представителей СМИ и специалистов коммуникаций, среди наиболее актуальных трендов 2024 г. — зарегулированность, это отметили 46% опрошенных. Вместе с этим 44% респондентов выделили зависимость трафика сайтов медиа от алгоритмов и политик крупных технологических платформ. Об этом говорится в исследовании ассоциации компаний-консультантов в сфере общественных связей (АКОС), «Вместе медиа» (АНО «ЦНРМ»), коммуникационного агентства PR-Consulta и исследовательской компании PR News.
Как отметила управляющий партнер коммуникационного агентства PR-Consulta Евгения Немчинова, несмотря на различия во взглядах, представители медийного сообщества и коммуникационной отрасли совпадают по ключевым позициям. Это значит, что между ними все больше точек соприкосновения.
«Для изучения взаимосвязей между трендами мы использовали факторный анализ, который позволил выделить четыре модели оценок коммуникационного пространства экспертами. В первой – эксперты делали акцент на размывании границ между рынками, понятиями, профессиями коммуникаторов. Вторая модель — это взгляд на медиа с позиции ограничений и барьеров, прогноз неутешительный — снижение качества и сужение возможностей из-за регуляторных ограничений, фокуса на монетизацию», — сказала Лилия Глазова, генеральный директор исследовательской компании PR News.
Ведущим трендом 2024 г., по мнению 61% опрошенных, стала потеря традиционными СМИ монополии на новость из-за перехода аудитории в мессенджеры. Представители медиа и специалисты по коммуникациям отмечают рост конкуренции с блогерами за оперативность информации. В прошлом году на тенденцию указали 57% опрошенных.
Больше половины (51%) респондентов выделили тренд на усиление цензуры. Как следствие этого — редакции стали осторожнее относиться к публикациям, список тем для экспертной журналистики сузился. Эта и предыдущая тенденции были так же ключевыми в 2023 г.
Менее трети респондентов отметили тренды на этику и регулирование ИИ в подготовке публикаций (29%), переход от фактуры к интерпретации (28%), размывание контентных профилей изданий (27%), тематическую дифференциацию и рост нишевых изданий (26%), умышленное использование неполных данных (26%) и деанонимизацию массовых и медийных коммуникаций.
В список фоновых тем попали падение качества и мотивации журналистов из-за повышения монетизации — на него указали 23% опрошенных, а также тренд на предвзятость к лицам, позициям или мнениям. О нем упомянул каждый пятый респондент.
Онлайн-опрос представителей СМИ и специалистов по коммуникациям проводился с 05 сентября по 31 октября 2024 г. В исследовании приняли участие 480 респондентов — респондентов – 55% специалистов по коммуникациям и 45% представителей СМИ.