Россияне стали чаще отказываться от дорогих покупок в целях экономии
Девять из десяти россиян заявили, что продолжают экономить на фоне «сложной экономической ситуации». По итогам третьего квартала 2023 г. доля тех, кто отказался от дорогостоящих покупок, увеличилась на 4 процентных пункта (п. п.) — до 41% по сравнению со вторым кварталом этого года. Также на 5 п. п. выросла доля россиян, которые решили сократить расходы на еду, — до 21%, согласно данным опроса «Ромир» «М-Пульс».
Однако относительно середины прошлого года все параметры экономии показали снижение охватов. Так, топ-3 паттернов поведения потеряли за год от 5 до 7 процентных пунктов: отказ от дорогостоящих покупок и товаров длительного пользования — показатель упал на 7 п. п., сокращение расходов на отдых и развлечения — на 6 п. п., перераспределение бюджета в пользу еды и самого необходимого — на 5 п. п.
Если говорить о сценариях экономии в рамках сокращения расходов на еду и товары первой необходимости, то самыми распространенными паттернами стали переключение на товары со скидками — 62%, выбор более дешевых товаров — 56% и отказ от некоторых категорий товаров — 54%. За квартал увеличилась доля тех, кто в целях экономии сократил число походов в магазины — 41% и перешел на покупку собственных торговых марок (СТМ) вместо привычных брендов — 36%.
Тем не менее в разрезе года сократились охваты по трем наиболее значимым параметрам экономии. В первую очередь снизилась доля тех, кто ищет промоакции, — падение на 6 п. п., переключается на более дешевые ценовые решения — на 8 п. п. и посещает магазины с низкими ценами — на 2 п. п.
«Важно отметить, что паттерны экономии, которые формируются в определенный период времени, впоследствии сохраняют длительное время. Сейчас мы наблюдаем период перераспределения расходов: покупатель увеличивает расходы на базовые категории для того, чтобы иметь возможность себя побаловать. Когда у потребителя нет возможности радовать себя крупными покупками, он начинает искать удовольствие в рамках повседневных покупок», — сказала директор по работе с клиентами «Ромир» Анастасия Сидорина.
Ранее сообщалось, что почти каждый второй опрошенный россиянин за последний год начал больше экономить. Чаще тратить стали 14% респондентов. У 26% россиян личная финансовая стратегия за год не изменилась.
Исследование «М-Пульс» проводится ежеквартально на базе единой панели данных «Ромир» и включает в себя агрегированные результаты еженедельного опроса 700 верифицированных участников панели. Выборка репрезентативна взрослому городскому населению городов с населением более 10 тыс. жителей.