Число клиентов сервисов доставки выросло в 13 раз за три года
Число клиентов e-grocery выросло в 13 раз с января 2020 г. по апрель 2023 г. Почти 40% пользователей сервисов доставки находятся в Москве и Московской области, а 15% — в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Об этом говорится в исследовании бренд-медиа «Тинькофф бизнеса» «Бизнес-секреты» в рамках аналитического проекта Tinkoff Data (есть в распоряжении AdIndex).
Стабильный рост наблюдался в течение всего указанного периода, за исключением весны и начала лета 2022 г. Тогда произошло падение числа клиентов до 20% в пике. После этого база пользователей растет в среднем на 4% в месяц. Количество покупателей в 2023 г. выросло на 6,5% по сравнению с 2022 г.
В прошлом году доля регионов по количеству клиентов росла, а к апрелю 2023 г. она достигла 46%, из которых почти одинаковые доли у городов-миллионеров (без Москвы, Санкт-Петербурга и их областей) и остальной России.
В целом, в период с пандемийного 2020 г. и до 2023 г. наблюдается рост заказов продуктов онлайн. Этому способствовало проникновение игроков в регионы и, как следствие, постепенное привыкание потребителей к формату таких покупок. Так, если в начале 2020 г. на одного клиента в месяц приходилось примерно 1,3 транзакции, то в первом квартале 2023 г. показатель увеличился до четырех.
Ядро аудитории рынка e-grocery — женщина в возрасте от 20 до 39 лет. Эта
возрастная группа занимает 89% от всех покупателей. Кроме того, рынок
«молодеет». Сегмент аудитории до 25 лет вырос с 16 до 32%, в то время как доля
потребителей с 25 до 35 лет снизилась. Но эта динамика зависит от типа
доставки. Сейчас на рынке существует сверхбыстрая, массовая и немассовая
доставки. Более взрослая аудитория наблюдается в сегменте массовой и немассовой
доставки. А сверхбыстрым сервисом пользуются клиенты от 20 до 24
лет.
Во время исследования были изучены транзакции более 30 млн клиентов
«Тинькофф». Учитывались операции, совершенные в пользу
крупнейших игроков рынка продуктов питания, которые осуществляют доставку на
дом.