21 Марта 2022 | 15:59

Что смотрят, покупают и от чего не откажутся россияне в условиях украинского кризиса

Исследовательская компания «Ромир» изучила, как изменились потребительские ожидания и поведение россиян после 24 февраля

Опрос проводился в рамках проекта «М-Пульс». Выборка репрезентирует население городов России с численностью более 10 тыс. человек (по полу, возрасту, федеральному округу и типу населенного пункта). Трекинг осуществляется на базе потребительской панели «Ромир» с участием верифицированных респондентов. Исследование проходило в две волны. AdIndex делится частичными результатами второй волны и полным обзором первого этапа.

Как тратят россияне

Расходы россиян на девятой неделе (28 февраля — 6 марта) в основном увеличивались за счет сегмента FMCG non-food (рост частоты и среднего чека). На десятой неделе тенденция осталась той же — покупатели продолжают увеличивать затраты на покупку непродовольственных FMCG-товаров, формируя запасы товаров длительного хранения за счет экономии на продуктах питания.

Средняя частота закупок на десятой неделе 2022 г. достигла 7,3 раз в неделю, а средний чек — 633 руб.

Единственными категориями, в которых на девятой неделе россияне не сокращали расходы, были продукты питания, лекарства и корма для животных. Эти же товары входят в топ-10 категорий, от которых респонденты откажутся в последнюю очередь. В перечень также вошли: фрукты, средства личной гигиены, непродовольственные товары, кофе, сладости, обувь и детское питание.

Под оптимизацию первыми попадут ювелирные украшения, автомобили, крупная бытовая техника и электроника, вейпы, смартфоны и планшеты, алкоголь, недвижимость, страхование и питание вне дома.

В портфеле расходов на девятой неделе больше всего выросла доля ecom-сегмента. На втором месте по динамике оказались аптеки.

Стратегии потребительского поведения

В зависимости от поведения во время кризиса, эксперты выделили пять сегментов, описывающих поведение потребителей: «рационалисты», «стратеги», «аскеты», «паникеры», «инвесторы».

Большая доля (27%) пришлась на «рационалистов». Такие потребители не нарастили затрат ни на одну категорию и не закупались впрок. Второе место по доле (20%) занимают «стратеги», увеличившие расходы на многие категории, не относящиеся к простому продуктовому набору и предметам первой необходимости. На «аскетов» пришлось 19% респондентов — этот сегмент не позволяет себе ничего, кроме самого необходимого, при этом не экономит на еде. «Паникеры» (18%) закупают впрок товары первой необходимости, сокращают расходы и экономят по крупным категориям. Меньше всего оказалось «инвесторов» – 17%. Потребители из этой категории увеличили расходы на ремонт автомобиля и страховку. Эксперты характеризуют «инвесторов» как «еще один сегмент, который раньше мало что мог себе позволить».

 

Источники информации

Telegram занял третье место среди источников информации для россиян. Доверие к мессенджеру за 12-13 марта выросло на 6 п.п. к предшествующей неделе. Первым же по значимости источником информации остается телевидение, второе место занимают информационные сайты.

Заметно снижение интереса к спортивным событиям на ТВ, ввиду уменьшения разнообразия контента и сублимации интенсивными политическими событиями. В интернете повышается интерес к развлекательным событиям. Но россияне продолжают активно следить за политической и экономической ситуацией в стране и мире, информированность в целом остается на высоком уровне, однако наблюдаются признаки ослабевания интереса, отмечают эксперты. Больше половины (66%) респондентов указали, что частично или полностью в курсе последних событий в нашей стране, 62% — в курсе последних событий в мире.

 

 

 

Автор: Мария Георгиевская

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru