В онлайн-торговле на 40% выросла доля покупателей с низкими доходами
Одни эксперты считают, что это говорит о «демократизации интернет-торговли», но другие уверены, что между уровнем достатка и способом покупки нет прямой зависимости
Доля покупателей, которые называют свои доходы низкими и при этом приобретают товары в интернете, в 2021 г. выросла на 12 процентных пунктов (п. п.) по сравнению с прошлым, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследования «Яндекс. Маркета» и GfK. Она составила 41%, что свидетельствует, по мнению аналитиков, «о демократизации интернет-торговли», так как она становится более доступной и привычной для всех.
Основными онлайн-покупателями в этом году остаются россияне со средним доходом — их доля составила 61%. В течение года более половины россиян (52%) в возрасте от 16 до 55 лет покупали что-то в интернете. За семь лет доля онлайн-покупателей выросла втрое.
В этом году чаще покупались в интернете лекарства и БАДы: 45 против 41% в прошлом году. Самые активные покупатели этих товаров — россияне в возрасте от 40 до 55 лет. Больше всего потребители приобретали одежду и обувь (64% опрошенных) и средства личной гигиены (59%). Онлайн-покупки продуктов и напитков выросли на 10 п. п. — до 50%.
При этом за девять месяцев 2021 г. объем интернет-торговли почти не изменился и составил 2,41 трлн руб. против 2,34 трлн в 2020 г., отметили эксперты Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Представителей ассоциации не убедили выводы из отчета. Исследования аудитории e-commerce по социально-демографическим характеристикам продемонстрировали, что между уровнем доходов и онлайн-покупками нет никакой зависимости, рассказал президент АКИТ Артем Соколов. По его словам, один и тот же покупатель может приобрести что-то малозначительное на Wildberries и более дорогое в ЦУМе, поэтому онлайн-канал подходит людям с любым достатком.
Проникновение онлайн-торговли аналитики «Яндекс. Маркета» и GfK измеряли с помощью телефонного опроса 1,6 тыс. жителей России в возрасте 16–55 лет в сентябре. Предпочтения онлайн-покупателей измерялись отдельным опросом в интернете, в котором приняли участие 5,8 тыс. интернет-покупателей в возрасте 16–55 лет, которые совершили в этом году хотя бы одну онлайн-покупку.