16 Сентября 2021 | 19:07

Знал и молчал: почему Facebook* скрывал исследование о токсичности Instagram*

Выводы исследователей не вписывались в концепцию «соцсети сближают людей»

В марте 2020 г. на корпоративном форуме Facebook* (*организация Meta, а также ее продукты Instagram и Facebook признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ) появилась презентация с основными результатами исследования, посвященного влиянию Instagram* на молодую аудиторию. Выводы были не слишком веселыми. Например, 32% девочек-подростков сообщили о негативном отношении к собственному телу и о том, что Instagram* только усугубляет ситуацию. И это не единственное погружение Facebook* в тему токсичности социальных сетей. На протяжении трех лет исследователи регулярно изучали влияние фотосервиса на юных пользователей и каждый раз убеждались, что заметный процент молодежи ощущает пагубное воздействие Instagram*.

Благодаря Wall Street Journal информация, которую владелец соцсети предпочитал не выносить за порог штаб-квартиры, стала достоянием общественности. Газета выпустила масштабное расследование, где рассказала о желании компании скрыть истинное положение дел и о реальных девушках, поверивших в ложные идеалы.

В 2018 г. Адам Моссери, тогда отвечавший за ленту новостей Facebook*, а сейчас глава Instagram*, обозначил основные ценности компании: сближение людей и качественное общение (один из возможных, но не единственный перевод meaningful interactions).

Что же выяснили исследователи? Instagram* усугубляет проблему восприятия тела у каждой третьей девушки. Подростки признают, что соцсеть повышает их уровень тревожности и усиливает депрессию. Среди тинейджеров, столкнувшихся с суицидальными мыслями, 6% британских и 13% американских пользователей называли их причиной именно Instagram*.

Фотография Eneida Hoti, Unsplash

Однако весь этот негатив способен оттолкнуть молодую аудиторию, снизить ее вовлеченность. В то же время молодая аудитория является залогом успешного ведения бизнеса и ключом к 100-миллиардной выручке платформы. Согласно внутренним данным, в США 40% пользователей Instagram* моложе 22 лет. Ежедневно в соцсеть заходят 22 млн тинейджеров, тогда как Facebook* пользуется «всего» 5 млн подростков. В Instagram* они проводят на 50% больше времени по сравнению с Facebook*. Фотосервис привлекает молодежь и отвечает ее запросам, поэтому именно здесь компания видит точку дальнейшего роста.

Рубить сук, на котором сидишь, глупо. Соответственно, Facebook* последовательно преуменьшает негативное влияние Instagram* на молодые умы, а также не спешит делиться ресерчами с учеными и законодателями, если те интересуются проблемой.

Выступая в Конгрессе, глава корпорации Марк Цукерберг фокусировался на позитивных моментах. Например, на роли социальных платформ в выстраивании коммуникаций между людьми и их положительном влиянии на психическое здоровье.
В недавнем интервью Моссери частично признал наличие проблемы, но также подчеркнул, что их работа приносит много пользы обществу.

Разница между тем, что компания указывает во внутренних документах, и тем, что говорит на публике, обычное дело. Но в случае с Instagram* и его влиянием на подростков эта пропасть видна особенно отчетливо, отмечает WSJ. В распоряжении Facebook* результаты онлайн-опросов, беседы с фокус-группами, исследования методом дневника за 2019 и 2020 гг., масштабные опросы с участием десятков тысяч людей и собственные данные о поведении пользователей.

К исследованиям привлекаются специалисты, занимающиеся анализом, маркетингом, разработкой продуктов. Их интересует, как пользователи взаимодействуют с платформой. У многих за плечами опыт работы в сфере компьютерных наук, психологии, количественного и качественного анализа. В течение полутора лет (до весны 2021 г.) они представили пять презентаций на тему психического здоровья подростков и провели несколько исследований.

Эксперты пришли к выводу, что ряд проблем характерны именно для Instagram*. В первую очередь речь идет о «социальной сверке», когда самооценка пользователя формируется на основании сравнения себя с другими, их привлекательностью, богатством и успехами. В отличие от TikTok, где главное — это действие, и Snapchat с его забавными масками и фильтрами, Instagram* повернут на телесности и образе жизни. Философия платформы — делиться только лучшими моментами жизни, стремиться выглядеть безупречно — вызывает привыкание, подталкивая подростков к расстройствам пищевого поведения, нездоровому отношению к собственному телу и депрессии, говорилось в презентации от марта 2020 г.

Фотография: Depositphotos

Получается, что принципы, которые наносят наибольший вред молодым пользователям, заложены в саму основу Instagram*. Различные аспекты накладываются друг на друга, тем самым создавая «идеальный шторм», отмечают исследователи.

По информации WSJ, руководство было ознакомлено с данными исследованиями и ссылалось на них в презентации от прошлого года, подготовленной для Цукерберга. На слушаниях в конгрессе его спросили, изучает ли компания влияние приложения на детей, и глава Facebook* ответил утвердительно.

В августе 2020 г. сенаторы Ричард Блюменталь и Марша Блекберн обратились к Цукербергу с просьбой опубликовать исследования, посвященные влиянию платформ Facebook* на детские умы. В ответном письме говорилось, что исследователи сталкиваются с множеством трудностей, что у них нет единого мнения относительно того, какое количество времени, проведенного у экрана, можно считать избыточным, и что внутренние исследования являются собственностью компании. Соответственно, никакими результатами с сенаторами Facebook* не поделился.

Конечно, корпорация может сказать, что вредное влияние оказывается не на всех пользователей, что желанием постоянно сравнивать себя с другими можно управлять, а минусы сервиса перевешиваются его же плюсами — возможностью самовыражаться и общаться с друзьями.

Однако цифры свидетельствуют о значительных масштабах «вредительства». Так, 40% пользователей в США и Великобритании признались, что чувство собственной непривлекательности появилось у них после регистрации в Instagram*. Как сообщали исследователи своим коллегам, тинейджеры испытывают трудности при попытке контролировать время, проведенное в соцсети. Эксперты говорят о настоящей зависимости и одержимости, которая заставляет подростков заходить в приложение и следить за жизнью друзей. Аналогичные заявления сотрудники Instagram* слышали во время работы с фокус-группами.

Фотография Gemma Chua-Tran, Unsplash

Некоторые исследователи признавались, что им было сложно убедить коллег в серьезности сделанных выводов. «Мы стояли на пути между людьми и их премиями», — так описал ситуацию один из бывших аналитиков.

Зато представители компании охотно ссылались на данные Oxford Internet Institute, которые свидетельствовали о слабой корреляции между зависанием в соцсетях и депрессией. Впрочем, в прошлом Facebook* был спонсором исследователя из этого института.

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.