Индекс потребительской уверенности вернулся к росту
Наибольший оптимизм проявляют молодые потребители
В первом квартале Индекс потребительской уверенности, который отражает совокупные потребительские ожидания населения, вырос на 5 п. п. и составил –21%. По данным Росстата, показатель обновил пятилетний минимум во II квартале 2020 г., когда он достиг –30%. В III квартале индекс поднялся до –22%, но потом снова опустился до –26%.
Предыдущий антирекорд был установлен в начале 2015 г. на фоне введения санкций из-за присоединения Крыма.
Оптимистичнее всего потребители моложе 30 лет, здесь Индекс составляет –14%. В более возрастных группах этот показатель заметно выше: –20% у 30–49-летних и –23% в категории 50+.
Большинство населения России оценивает свое материальное положение как среднее (65,5%) и плохое (22,6%). К «хорошему» и «очень хорошему» свое положение относят 8,6% респондентов, к «очень плохому» — 3,2%. В конце 2019 г. доля оценивших материальное положение как хорошее составляла 10,5%.
Если год назад 11,9% опрошенных считали условия для крупных покупок благоприятными, то сейчас таких 9,5%. Доля тех, кто находит условия неблагоприятными, напротив, увеличилась с 44,5 до 52,2%.
Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу возрос с –22% в IV квартале 2020 г. (пятилетний минимум) до –12% в I квартале 2021-го.
Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в экономике России в течение следующих 12 месяцев, увеличилась с 11 до 17%. Доля негативных оценок уменьшилась с 44 до 33%.
Инфляционные ожидания россиян остаются высокими: более половины респондентов
(54,3%) прогнозируют значительный рост цен. Год назад таких было 39%.