22 Июня 2020 | 13:31

Мобильные операторы лишились из-за пандемии 30 млрд рублей

Волатильность национальной валюты, потеря выручки от международного роуминга и другие причины повлекли за собой негативную экономическую ситуацию для телекоммуникационных компаний. Как выяснило агентство Content Review, наибольший удар коронакризис нанес, в частности, операторскому ритейлу

image

Пандемия коронавируса и последующая самоизоляция населения обошлась российским мобильным операторам в 30 млрд руб., самые большие потери понесли операторская розница и роуминг. К такому выводу пришло информационно-аналитическое агентство Content Review, оценившее финансовый ущерб операторов мобильной связи в период пандемии в России и других странах мира. Исследование производилось на официальной отчетности компаний, их публичных комментариях и прогнозах, а также глубоких непубличных интервью с игроками рынка.

Оценка включает в себя прямые расходы, недополученную прибыль, а также непредвиденные косвенные расходы. В период пандемии включены март, апрель и май 2020 г., однако отмечается, что первые признаки негативного влияния операторы обнаружили уже в феврале 2020 г., а последствия коронакризиса будут ощущаться как минимум до конца этого года.

Ритейл

Розничные сети операторов в период самоизоляции продолжили работу в ограниченном режиме. Снижение выручки в данном секторе было обусловлено сразу несколькими факторами.


  • Практически полностью прекратилась продажа новых SIM-карт.
  • На фоне падения курса рубля и фактического снижения покупательской способности многие потребители отложили приобретение новых устройств.
  • На фоне режима самоизоляции многие покупатели предпочли использовать дистанционные каналы продаж. Рост онлайн-продаж был зафиксирован и в операторской рознице, однако он не смог компенсировать падения в офлайн-салонах связи.

В заключительной стадии режима компании решили ускорить внедрение удаленной идентификации и активации приобретаемых SIM-карт, что позволило оживить продажи новых подключений. Агентство Content Review оценивает негативный финансовый эффект от пандемии на операторскую розницу в 12 млрд руб. В оценку включены недополученная выручка из-за снижения потока покупателей и расходы на обеспечение работы магазинов и их сотрудников в условиях пандемии, включая санитарные требования — дезинфицирующие средства и средства защиты.

Роуминг

Режим самоизоляции фактически обнулил выручку операторов от международного роуминга. К этому негативному эффекту добавилось обнуление выручки от въездного роуминга, поскольку до минимума снизился поток туристов из других стран.

Также в оценке Content Review учитывалась специфика договорных отношений операторов с зарубежными роуминговыми партнерами. Она заключается в том, что для снижения стоимости роуминга российские компании обязуются оплачивать гарантированные объемы услуг партнерам. В условиях, когда услуги не могут быть востребованы из-за закрытия границ, договорные обязательства продолжали выполняться.

Операторы столкнулись и со снижением роуминговой выручки внутри России в корпоративном секторе и сфере «интернета вещей». Content Review оценивает негативный финансовый эффект от пандемии на доходы от услуг роуминга в 9 млрд руб.

Непредвиденные расходы

Непредвиденные расходы операторов делятся на операционные и капитальные затраты. При этом если увеличение первых является прямым негативным эффектом, то увеличение капитальных расходов в первом и втором кварталах компенсируется последующим снижением до конца года. В рамках 2020 г. этот показатель останется в пределах запланированных операторами величин.

Режим самоизоляции и нерабочие дни повлекли за собой смещение интенсивности использования услуг мобильной связи в городах из деловых центров в спальные районы. Операторам пришлось создать избыточные мощности сетей в новых местах скопления абонентов, а это потребовало перераспределения расходов в рамках капитальных затрат.

Оперативные расходы операторов увеличились из-за нескольких факторов:


  • необходимость перевода сотрудников на удаленную работу, снабжения их техническими средствами и связью;
  • необходимость обеспечения соблюдения требований властей по санитарной обработке автопарка, а также обеспечения необходимыми средствам санитарной защиты инженерного состава, обслуживающего сети;
  • увеличение расходов по контрактам с зарубежными поставщиками сервисных услуг, к которому привела волатильность курса рубля.

Непредвиденные расходы операторов в период пандемии составили 6 млрд руб.

Другое

Из-за поддержки своих клиентов в период пандемии операторам пришлось понести расходы в тех областях, которые невозможно определить в обычные сферы их деятельности. Негативными факторами стали:


  • Перенос сроков оплаты услуг связи: операторы не отключали услуги связи даже в том случае, если абонент не внес оплату.
  • Реализация поддержки граждан, оставшихся за рубежом: операторы предоставили бесплатный доступ к горячим линиям, а также запустили для этих категорий абонентов особые условия предоставления услуг.
  • Реализация инициативы бесплатного доступа к социально значимым ресурсам, а также запуск специальных предложений для абонентов, включая фильмы и онлайн-концерты.
  • Приостановка деятельности предприятий и значительное снижение потребляемых ими услуг связи, в частности Wi-Fi и телефонии.

Content Review оценивает дополнительные иные расходы в 3 млрд руб.

Прогноз

По итогам 2020 г. выручка мобильных операторов может упасть на 9–11%, однако у пандемии будет и долгосрочный эффект для телекоммуникационных компаний.


  • Повышение объема потребляемых услуг не приведет к увеличению выручки операторов, поскольку пакетные тарифы предоставляли избыточное количество услуг. Следовательно, при повышении потребления услуг абонентам не приходилось переходить на более дорогие тарифы.
  • Выручка розничных сетей продолжит снижаться под влиянием снижения покупательской способности населения, а также из-за внедрения удаленной идентификации абонентов при регистрации новых SIM-карт, что снижает возможность продажи новым абонентам дополнительных товаров и услуг во время посещения салонов связи.
  • Выручка от услуг роуминга по итогам года снизится в несколько раз. После открытия границ и начала туристических поездок количество людей, выезжающих из страны, будет незначительным. Восстановление туристического потока до показателей 2019 г. может занять несколько лет.

Прогноз не учитывает потенциальное возникновение «второй волны» пандемии.