22 Июня 2020 | 13:31

Мобильные операторы лишились из-за пандемии 30 млрд рублей

Волатильность национальной валюты, потеря выручки от международного роуминга и другие причины повлекли за собой негативную экономическую ситуацию для телекоммуникационных компаний. Как выяснило агентство Content Review, наибольший удар коронакризис нанес, в частности, операторскому ритейлу

Картинка Мобильные операторы лишились из-за пандемии 30 млрд рублей

Пандемия коронавируса и последующая самоизоляция населения обошлась российским мобильным операторам в 30 млрд руб., самые большие потери понесли операторская розница и роуминг. К такому выводу пришло информационно-аналитическое агентство Content Review, оценившее финансовый ущерб операторов мобильной связи в период пандемии в России и других странах мира. Исследование производилось на официальной отчетности компаний, их публичных комментариях и прогнозах, а также глубоких непубличных интервью с игроками рынка.

Оценка включает в себя прямые расходы, недополученную прибыль, а также непредвиденные косвенные расходы. В период пандемии включены март, апрель и май 2020 г., однако отмечается, что первые признаки негативного влияния операторы обнаружили уже в феврале 2020 г., а последствия коронакризиса будут ощущаться как минимум до конца этого года.

Ритейл

Розничные сети операторов в период самоизоляции продолжили работу в ограниченном режиме. Снижение выручки в данном секторе было обусловлено сразу несколькими факторами.


  • Практически полностью прекратилась продажа новых SIM-карт.
  • На фоне падения курса рубля и фактического снижения покупательской способности многие потребители отложили приобретение новых устройств.
  • На фоне режима самоизоляции многие покупатели предпочли использовать дистанционные каналы продаж. Рост онлайн-продаж был зафиксирован и в операторской рознице, однако он не смог компенсировать падения в офлайн-салонах связи.

В заключительной стадии режима компании решили ускорить внедрение удаленной идентификации и активации приобретаемых SIM-карт, что позволило оживить продажи новых подключений. Агентство Content Review оценивает негативный финансовый эффект от пандемии на операторскую розницу в 12 млрд руб. В оценку включены недополученная выручка из-за снижения потока покупателей и расходы на обеспечение работы магазинов и их сотрудников в условиях пандемии, включая санитарные требования — дезинфицирующие средства и средства защиты.

Роуминг

Режим самоизоляции фактически обнулил выручку операторов от международного роуминга. К этому негативному эффекту добавилось обнуление выручки от въездного роуминга, поскольку до минимума снизился поток туристов из других стран.

Также в оценке Content Review учитывалась специфика договорных отношений операторов с зарубежными роуминговыми партнерами. Она заключается в том, что для снижения стоимости роуминга российские компании обязуются оплачивать гарантированные объемы услуг партнерам. В условиях, когда услуги не могут быть востребованы из-за закрытия границ, договорные обязательства продолжали выполняться.

Операторы столкнулись и со снижением роуминговой выручки внутри России в корпоративном секторе и сфере «интернета вещей». Content Review оценивает негативный финансовый эффект от пандемии на доходы от услуг роуминга в 9 млрд руб.

Непредвиденные расходы

Непредвиденные расходы операторов делятся на операционные и капитальные затраты. При этом если увеличение первых является прямым негативным эффектом, то увеличение капитальных расходов в первом и втором кварталах компенсируется последующим снижением до конца года. В рамках 2020 г. этот показатель останется в пределах запланированных операторами величин.

Режим самоизоляции и нерабочие дни повлекли за собой смещение интенсивности использования услуг мобильной связи в городах из деловых центров в спальные районы. Операторам пришлось создать избыточные мощности сетей в новых местах скопления абонентов, а это потребовало перераспределения расходов в рамках капитальных затрат.

Оперативные расходы операторов увеличились из-за нескольких факторов:


  • необходимость перевода сотрудников на удаленную работу, снабжения их техническими средствами и связью;
  • необходимость обеспечения соблюдения требований властей по санитарной обработке автопарка, а также обеспечения необходимыми средствам санитарной защиты инженерного состава, обслуживающего сети;
  • увеличение расходов по контрактам с зарубежными поставщиками сервисных услуг, к которому привела волатильность курса рубля.

Непредвиденные расходы операторов в период пандемии составили 6 млрд руб.

Другое

Из-за поддержки своих клиентов в период пандемии операторам пришлось понести расходы в тех областях, которые невозможно определить в обычные сферы их деятельности. Негативными факторами стали:


  • Перенос сроков оплаты услуг связи: операторы не отключали услуги связи даже в том случае, если абонент не внес оплату.
  • Реализация поддержки граждан, оставшихся за рубежом: операторы предоставили бесплатный доступ к горячим линиям, а также запустили для этих категорий абонентов особые условия предоставления услуг.
  • Реализация инициативы бесплатного доступа к социально значимым ресурсам, а также запуск специальных предложений для абонентов, включая фильмы и онлайн-концерты.
  • Приостановка деятельности предприятий и значительное снижение потребляемых ими услуг связи, в частности Wi-Fi и телефонии.

Content Review оценивает дополнительные иные расходы в 3 млрд руб.

Прогноз

По итогам 2020 г. выручка мобильных операторов может упасть на 9–11%, однако у пандемии будет и долгосрочный эффект для телекоммуникационных компаний.


  • Повышение объема потребляемых услуг не приведет к увеличению выручки операторов, поскольку пакетные тарифы предоставляли избыточное количество услуг. Следовательно, при повышении потребления услуг абонентам не приходилось переходить на более дорогие тарифы.
  • Выручка розничных сетей продолжит снижаться под влиянием снижения покупательской способности населения, а также из-за внедрения удаленной идентификации абонентов при регистрации новых SIM-карт, что снижает возможность продажи новым абонентам дополнительных товаров и услуг во время посещения салонов связи.
  • Выручка от услуг роуминга по итогам года снизится в несколько раз. После открытия границ и начала туристических поездок количество людей, выезжающих из страны, будет незначительным. Восстановление туристического потока до показателей 2019 г. может занять несколько лет.

Прогноз не учитывает потенциальное возникновение «второй волны» пандемии.

 

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.