В России зафиксирован рекордный рост продаж бытовой техники и электроники
Спрос вырос на ноутбуки, смартфоны, телевизоры, холодильники, электроплиты и стиральные машины
Россияне начали покупать больше бытовой техники и электроники на 12 неделе 2020 г. Об этом говорится в исследовании GfK. Спрос на ноутбуки вырос на 138%, второе место по этому показателю занимают холодильники, спрос на которые вырос на 85%, на третьем и четвертом месте стиральные машины (58%) и телевизоры (55%). Также выросли продажи электроплит — на 37% и смартфонов — на 19%.
«По опыту прошлых лет мы видим, что резкий скачок курса является очень сильным стимулом для российских потребителей, чтобы срочно реализовать отложенные планы покупки техники и электроники, пока цены не изменились. Но, конечно, и подготовка к переходу на удаленную работу — а далее и на карантин — из-за коронавируса также сказалась на рынке», — говорит Андрей Серегин, старший консультант отдела исследований промышленных товаров GfK Rus.
Продажи ноутбуков начали расти еще на десятой неделе 2020 г. — рост показателя составил 10% по сравнению с девятой неделей, а продажи 11 недели 2020 г. были на 27% выше, чем на десятой неделе.
К прошлому году десятая неделя 2020 г. показала более слабый рост продаж ноутбуков (меньше на 18%). Эксперты объясняют это тем, что в 2019 г. на спрос повлияло введение 20% НДС и 8 Марта. При этом уже 11 неделя этого года побила прошлогодние показатели — продажи ноутбуков оказались выше на 50%. На 12 неделе бум покупок ноутбуков продолжался, и в результате продажи выросли еще на 50% над уровнем рекордной 11 недели. К прошлому году продажи этой категории на 12 неделе удвоились в традиционной торговле, а онлайн-показатель вырос более чем в три раза.
Больше всего вырос спрос на ноутбуки стоимостью выше 40 тыс. руб., наиболее популярной стала техника средней производительности, но и продажи игровых компьютеров выросли более чем вчетверо.
На 11 неделе относительно аналогичного периода 2019 г. также наблюдалось существенное увеличение темпа продаж на посудомоечные машины, встраиваемые духовые шкафы и варочные поверхности. Сушильные машины приросли в объеме продаж минимум в два раза. Прирост спроса на электроплиты оказался выше более чем на треть на 12 неделе 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. На 12 неделе спрос на холодильники вырос на 85% по сравнению с прошлым годом. Рост обеспечен сильным увеличением продаж в чистых онлайн-игроках, плюс в кухонном канале прошли активные промоакции отдельных брендов.
В секторе малой бытовой техники также наблюдалось ускорение темпов продаж, однако величины приростов оказались в среднем меньше, чем в случае с крупной бытовой техникой. Так, одни из самых высоких показателей продемонстрировали категории пылесосов, отпаривателей для одежды, устройств для ухода за полостью рта, а также малой климатической техники. Для указанных товарных групп прирост продаж в штуках составил порядка 50–70% в сравнении с 11 неделей 2019 г. Исходя из этого, можно сделать предположение о том, что новости о распространении эпидемии коронавируса повысили значимость в сознании потребителей заботы о персональной гигиене, чистоте личных вещей и мест проживания.
Продажи смартфонов выросли на 7% на 10 неделе 2020 г. к аналогичной неделе прошлого года, а на 11 неделе 2020 г. этот прирост составил уже 29%. На 12-й неделе 2020 г. было продано на 19% больше, чем год назад в аналогичный период. Средняя цена продаж за эти недели растет за счет увеличения спроса на флагманский сегмент смартфонов с ценой выше 50 тыс. руб.
«После столь высоких темпов прироста обычно следует заметное снижение
спроса. Сейчас потребители ускоренно осуществляют приобретение товаров, которые
планировали покупать позже или даже не собирались покупать в ближайшее время. И
сам этот факт, и ожидаемый рост цен окажут негативное влияние на дальнейший
спрос в 2020 г. Даже в кризисное время потребителю сложнее отложить покупку
действительно необходимых для жизни категорий бытовой техники, а также
смартфонов и аксессуаров. Мы ожидаем, что продажи в этих сегментах будут
сокращаться меньшими темпами, чем, к примеру, в категориях фото и ноутбуки», —
комментирует Андрей Серегин.