23 Октября 2019 | 15:12

Российский рынок частной интернет-торговли вырос вдвое с 2017 года

За последние два года продавцов на онлайн-площадках стало больше, чем покупателей. Пользователи все чаще продают товары жителям других городов и реже предлагают вещи, бывшие в употреблении

Картинка Российский рынок частной интернет-торговли вырос вдвое с 2017 года

С 2017 г. объем рынка частных онлайн-продаж в России вырос почти вдвое — на 92,5%. В денежном выражении объемы рынка составили 568 млрд руб. против 295 млрд руб., а количество сделок увеличилось с 90 млн до 177 млн. Средний чек C2C-торговли онлайн, то есть торговли между потребителями, снизился на 40 руб., оставшись на уровне 3,2 тыс. руб. Такие подсчеты приводятся в совместном исследовании агентства Data Insight и онлайн-сервиса частных объявлений Avito.

Аудитория торговых платформ

  • За последние два года значительно изменилось соотношение продавцов и покупателей в интернете. Если последних в 2017 г. было около 10 млн, а продавцов — 8 млн, то сейчас наблюдается перевес в сторону продавцов. В 2019 г. их количество оценивается в 13,9 млн, а приобретающих товары — в 11,8 млн.

  • Аудитория платформ частной онлайн-торговли постепенно «выравнивается» по возрасту. Как и в 2017 г., частной торговлей в интернете занимается преимущественно аудитория от 25 до 34 лет — на них приходится 37% продаж против 47% два года назад. В то же время другие возрастные категории стали продавать товары онлайн чаще. Например, доля продавцов 35–44 лет выросла с 26% до 28%, а пользователей в возрасте 45–54 лет — с 6% до 11%.

  • Наблюдается практически равное распределение продавцов по полу. В 2019 г. 53% продавцов — мужчины, а 47% — женщины.

  • Частной торговлей в интернете занимаются в основном пользователи со средним уровнем дохода — 76%. Доля продавцов с высокими доходами в 2019 г. составляет 16%, с низкими — 8%.

География частных онлайн-продаж

  • Один из главных трендов частной интернет-торговли в 2019 г. — рост междугородних и межрегиональных продаж. Все больше продавцов стали заключать сделки с покупателями, находящимися за пределами их населенных пунктов. Так, в 2017 г. 72% пользователей продавали товары исключительно жителям своего города или поселка, а два года спустя эта доля уменьшилась до 56%. В исследовании уточняется, что объем межрегиональных сделок в этом году может вырасти по итогам года на 80%.

  • Доля продавцов из городов, не являющихся региональными центрами, выросла заметнее всего: с 14% в 2017 г. до 23% в 2019 г. В Москве и Санкт-Петербурге показатель, наоборот, снизился с 37% до 24%. В региональных центрах, поселках и сельских населенных пунктах доля размещающих объявление на торговых онлайн-платформах увеличилась незначительно — на 1–2%.

Популярные товары

  • Около четверти онлайн-пользователей (23%) продают электронику и бытовую технику. Также популярны категории «одежда и обувь» (18%) и «детские товары» (16%). Реже всего продавцы публикуют объявления о продаже предметов для ремонта и строительства — всего 3%.

  • Пользователи платформ частной торговли стали реже продавать вещи, бывшие в употреблении — 60% в 2019 г. против 62% два года назад. Новые вещи, наоборот, становятся популярнее: их доля увеличилась с 27 до 29%. На 1 п. п. выросли продажи товаров ручной работы — до 5%. А доля сделок с антиквариатом уменьшилась на 2 п. п.

К марту прошлого года объем рынка B2C- (бизнес, направленный на потребителя) и C2C-торговли через социальные каналы, включая сервисы объявлений и соцсети, составлял 591 млрд руб. Об этом сказано в исследовании Data Insight и сервиса «Яндекс.Кассы». Самыми крупными по объему продаж платформами были «ВКонтакте» (15% от общего объема сделок), Avito (14%) и «Юла» (12%). Средний чек составлял 1,5 тыс. руб.

Автор: Полина Василькова

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru