Индекс потребительского доверия россиян достиг исторического минимума
Среди причин снижения показателя — рост налогов и продолжающееся падение реальных доходов
Индекс потребительского доверия россиян по итогам первого квартала 2019 г. опустился с 65 до 62 пунктов. Показатель побил антирекорд и достиг исторического минимума. Об этом пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование The Conference Board и Nielsen.
Предыдущий минимум — в 63 пункта — был зафиксирован в первом и четвертом кварталах 2016 г. В течение 2014–2017 гг. показатель опускался с 83 до 69 пунктов.
Как отмечается в исследовании, в январе — марте 2019 г. ухудшились два из трех показателей, на основе которых складывается индекс. Доля россиян, ожидающих «хороших» или «отличных» финансовых перспектив на ближайшие полгода, сократилась на 5% (до 25%) относительно четвертого квартала 2018 г. Доля потребителей, готовых тратить деньги, за тот же период снизилась с 21% до 14%.
«В текущей экономической ситуации потребители все меньше ожидают благоприятных финансовых перспектив, считая, что сейчас не лучшее время тратить деньги. Вследствие чего они сокращают повседневные расходы и продолжают экономить», — констатирует директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия Марина Волкова.
По оценкам The Conference Board и Nielsen, доля потребителей, у которых есть свободные деньги, в первом квартале 2019 г. сократилась с 77% до 72%.
Число россиян, стремящихся экономить, за то же время увеличилась с 62% до 69%. В частности, на 2 п. п. (до 57%) выросла доля респондентов, переключающихся на более доступные продукты.