АКАР оценила долю фиктивных тендеров на российском рекламном рынке
Каждый четвертый тендер в России — фиктивный, а суммарные потери агентств от участия в них — свыше 100 млн рублей
Доля фиктивных тендеров на российском рекламном рынке по итогам первого полугодия 2018 г. достигла примерно 25%. Такие данные приводит газета «Коммерсантъ» со ссылкой на опрос Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Речь идет о тендерах, которые проводятся рекламодателями «ради имитации непредвзятой оценки предложений от агентств и заключения контрактов с целью получения откатов».
Оценка получена по итогам опроса 66 «ведущих агентств страны», среди которых 82% отечественных. 30% агентств сообщили, что сталкиваются с фиктивными тендерами постоянно, 50% — иногда, 17% — в единичных случаях, а 3% выбрали ответ «другое», включая вариант «фиктивный тендер устраивался под нас».
Прямые потери каждого агентства от участия в непрозрачных тендерах оцениваются в среднем в 1,5 млн руб. в год, исходя из того, что затраты на участие в тендере составляют около 175 тыс. руб. Таким образом, только потери участвовавших в опросе агентств могут достигать почти 100 млн руб. Весь рекламный рынок России по итогам первого полугодия составил, по данным АКАР, 218–220 млрд руб.
Агентства определяют фиктивность тендера по нескольким приметам. Например, он проводится в нереальные для полноценной подготовки сроки, непонятен бриф, отсутствуют критерии выбора победителя или тот оказывается непрофильным агентством и т. д. Фиктивный тендер может проводиться не обязательно ради отката, но и в тех случаях, когда компания по своей закупочной политике обязана проводить его регулярно, но при этом довольна существующим партнером.
Агентства предлагают ужесточить регулирование рынка. В частности, совершенствовать законодательство об авторских правах, чтобы идеей проигравшего участника не пользовалось победившее агентство. А также ввести штрафы с организатора в пользу участников фиктивного тендера и механизм оспаривания решений. АКАР предлагает и другие меры реагирования: информирование руководства клиента о признаках нарушения в его тендере, сбор статистики по фиктивным тендерам, публикацию списка недобросовестных рекламодателей.