Выручка операторов платного ТВ в 2015 году достигла 69,8 млрд рублей
Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования российского рынка платного телевидения по итогам 2015 года и прогнозы его развития до 2020 года. Общая выручка операторов от предоставления услуг платного ТВ выросла на 5%
В 2015 году абонентская база платного ТВ в России выросла до 39,8 млн подписчиков, отмечается в сообщении исследовательской компании. Основной вклад в рост этого показателя внесли спутниковое ТВ (+8% новых абонентов) и IPTV (+23,9%). По базовому прогнозу до 2020 года эти сегменты продолжат расти: спутниковые тарелки за счет отсутствия альтернативы вне городов, а IPTV – из-за увеличения проникновения широкополосного доступа в интернет. Доля кабельного ТВ будет снижаться, при этом внутри сегмента подписчики будут переходить с аналогового телесигнала на цифровой.
В борьбе за абонента в 2015 году крупные операторы использовали агрессивные маркетинговые кампании, пакетирование большого количества услуг в одно предложение и скидки по акциям. Но основным аргументом для зрителя продолжают оставаться большой набор телеканалов (максимальное предложение оператора в настоящий момент достигает 276) и наличие в нем HD-версий (до 60). Количество зрителей HD-каналов выросло за год на 40% и составило 14,3 млн домохозяйств, отмечают эксперты J’son & Partners Consulting.
Больше всего новых абонентов привлекли операторы «Триколор-ТВ» и «Ростелеком»: на них приходится теперь более половины всех подписчиков платного ТВ в России. При этом из-за разных тарифных политик топ-5 рейтинга операторов по выручке выглядит иначе:
1. «Ростелеком»;
2. «Триколор-ТВ»;
3. «Эр-Телеком»;
4. МТС;
5. «НТВ Плюс».
По уточненным данным общая выручка операторов от предоставления услуг платного ТВ выросла в 2015 году на 5% и достигла 69,8 млрд руб. Это стало возможным из-за резкого роста доходов двух лидеров рынка, тогда как у остальных игроков обороты выросли слабо или упали.
Рынок телеконтента
Телеканалы претерпели в анализируемом году существенную трансформацию из-за новых законодательных норм. В результате слияний, поглощений и укрупнений получилось 18 агрегаторов и дистрибьюторов. Три из них являются самыми большими по количеству каналов (Национальная Медиагруппа, «Газпром-Медиа» и «Сигнал Медиа»). Общее количество неэфирных каналов, доступных на территории страны, теперь составляет 363, из которых более 80% распространяется на платной основе.
Прогнозы развития отрасли платного ТВ
Рынок платного ТВ России в ближайшие годы продолжит расти как в абонентах, так и выручке. Эксперты J'son & Partners Consulting прогнозируют среднегодовые темпы роста выручки всего рынка на период до 2020 года не выше чем в 2-3%, что обусловлено уменьшением темпов роста абонентской базы, уменьшением реально располагаемых доходов населения и активной конкуренцией среди операторов.
Наращивание доходов операторов возможно, прежде всего, за счет развития дополнительных услуг, таких как VOD (видео по запросу), Timeshift (отложенный просмотр) или Multiroom (подключение нескольких телевизоров в домохозяйстве). При этом сервисы, которые позиционировались ранее как отдельные (например, мобильное ТВ) объединяются в Multiscreen (возможность смотреть передачи и фильмы на любом устройстве в рамках общей подписки). Это является следствием изменений в спросе со стороны потребителей, замены парка телевизоров (роста доли SmartTV) и увеличения числа мобильных устройств.
В рамках сценария опережающего развития проникновения новых технологий J'son & Partners Consulting прогнозирует, что в 2019 году общее количество абонентов платного ТВ и подписчиков OTT-сервисов может превысить число домохозяйств в России.