Каждому пятому россиянину перестало хватать зарплаты


Исследования | 14 Мая 2015 16:56 | 3

Изрядно потратившись в конце 2014 года, россияне столкнулись с существенным ростом цен на самые необходимые товары в начале года, поэтому падение реальных доходов ощутили особенно остро

Индекс потребительского доверия Nielsen в первом квартале 2015 году опустился на 7 позиций – до уровня в 72 пункта, – что стало рекордно низким значением за всю историю исследования потребительского доверия в России.

Локомотивом столь стремительного падения стала ухудшающаяся оценка респондентами перспектив отечественного рынка труда: 74% не ожидают положительных изменений в отношении собственной занятости в ближайшем году.

60% российских потребителей полагают, что их финансовое состояние в ближайшие 6 месяцев будет не очень хорошим или плохим. Минимальное за последние десять лет количество респондентов (21%) ответили, что текущий момент благоприятен для покупок товаров, которые им хочется или нужно приобрести, – для сравнения, в первом квартале 2009 года таких насчитывалось 27%.

Практически каждый пятый россиянин (18%) в первом квартале заявил о том, что не имеет свободных денежных средств, – и это стало очередным антирекордом: в кризисном 2009 году об отсутствии денег после расходов на удовлетворение самых необходимых потребностей говорили 4-7% потребителей.

Россияне, которые располагают свободными деньгами, продолжают тратить их на новую одежду (36% и 40% IV кв. 2014 г.), оплату долгов по кредитам (31% и 36%) и развлечения вне дома (28% и 27%); переводить деньги в сбережения планируют 29% российских потребителей.

Без развлечений и новой одежды

В целях экономии россияне сокращают траты на не самое необходимое – развлечения вне дома (55% в I квартале 2015 года против 50% в IV квартале 2014 года), одежду (50% против 49%) и короткие отпуска (48% против 46%). Каждый второй респондент (48% против 39%) планирует перейти на более дешевые бренды продуктов питания. Впрочем, в первом квартале 2009 года намерения экономить были выражены гораздо ярче – 65% отказались от развлечений вне дома и от покупки новой одежды, более половины отложили ремонт в доме и обновление техники и электроники.

«Переключение на экономию по сравнению с 2009 годом, на первый взгляд, кажется не таким суровым. Тем не менее в случае с 2009 годом сыграл роль эффект высокой базы – серьезная экономия „включилась“ на фоне предшествующих исключительно благополучных нулевых. Настроения российских потребителей ни разу не возвращались к сопоставимым с докризисным уровнем, поэтому сегодняшний курс на экономию однозначно не мягче, а скорее, даже серьезнее, чем в 2009 году», – комментирует И.Лепп.


СТАТЬИ ЭКОНОМИИ СРЕДИ РОССИЙСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ I квартал 2015 г. I квартал 2009 г.
Реже использую автомобиль 14% 16%
Экономлю на развлечениях вне дома 55% 65% 
Экономлю на сигаретах  17% 12%
Экономлю на одежде 50% 65%
Переключаюсь на более дешевые бренды продуктов питания 48% 44%
Сокращаю затраты на связь 21% 33%
Экономлю на газе и электричестве 30% 23%
Экономлю на коротких отпусках 48% 40%
Экономлю на годовом отпуске 30% 32%
Покупаю более дешевые бренды алкоголя 30% 33%
Откладываю ремонт в доме 33% 53%
Откладываю обновление техники и электроники 43% 54%

Источник: Nielsen Global Consumer Confidence and Spending Intentions Survey, Россия, I кв. 2009 года, I кв.2015 года

Обеспокоенность войной нивелировалась по сравнению с III кв. 2014 года, упав на 10 пунктов – до 12%, – а вот экономика остается ключевым источником тревоги для россиян (19%), наравне с растущей продуктовой инфляцией (15%). Один из фаворитов в списке в прошлые, «благополучные» годы – соблюдение баланса между работой и личной жизнью – практически пропал из виду и волнует лишь 2% респондентов в России.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.
Свежие вакансии в рекламе, маркетинг, PR и digital в нашем новом Telegram-канале — «Больше Джобсов».


последние новости

Комментарии

Билли Недобилли (Гость) | 14.05.2015, 17:58
Тоже мне открытие
сергей (Гость) | 14.05.2015, 18:16
удивительно, что только каждому пятому
Анжела (Гость) | 14.05.2015, 18:19
да ладно вам нагнетать, никто с голоду не помирает

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Спецпроекты

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама