Каждому пятому россиянину перестало хватать зарплаты
Изрядно потратившись в конце 2014 года, россияне столкнулись с существенным ростом цен на самые необходимые товары в начале года, поэтому падение реальных доходов ощутили особенно остро
Индекс потребительского доверия Nielsen в первом квартале 2015 году опустился на 7 позиций – до уровня в 72 пункта, – что стало рекордно низким значением за всю историю исследования потребительского доверия в России.
Локомотивом столь стремительного падения стала ухудшающаяся оценка респондентами перспектив отечественного рынка труда: 74% не ожидают положительных изменений в отношении собственной занятости в ближайшем году.
60% российских потребителей полагают, что их финансовое состояние в ближайшие 6 месяцев будет не очень хорошим или плохим. Минимальное за последние десять лет количество респондентов (21%) ответили, что текущий момент благоприятен для покупок товаров, которые им хочется или нужно приобрести, – для сравнения, в первом квартале 2009 года таких насчитывалось 27%.
Практически каждый пятый россиянин (18%) в первом квартале заявил о том, что не имеет свободных денежных средств, – и это стало очередным антирекордом: в кризисном 2009 году об отсутствии денег после расходов на удовлетворение самых необходимых потребностей говорили 4-7% потребителей.
Россияне, которые располагают свободными деньгами, продолжают тратить их на новую одежду (36% и 40% IV кв. 2014 г.), оплату долгов по кредитам (31% и 36%) и развлечения вне дома (28% и 27%); переводить деньги в сбережения планируют 29% российских потребителей.
Без развлечений и новой одежды
В целях экономии россияне сокращают траты на не самое необходимое – развлечения вне дома (55% в I квартале 2015 года против 50% в IV квартале 2014 года), одежду (50% против 49%) и короткие отпуска (48% против 46%). Каждый второй респондент (48% против 39%) планирует перейти на более дешевые бренды продуктов питания. Впрочем, в первом квартале 2009 года намерения экономить были выражены гораздо ярче – 65% отказались от развлечений вне дома и от покупки новой одежды, более половины отложили ремонт в доме и обновление техники и электроники.
«Переключение на экономию по сравнению с 2009 годом, на первый взгляд, кажется не таким суровым. Тем не менее в случае с 2009 годом сыграл роль эффект высокой базы – серьезная экономия „включилась“ на фоне предшествующих исключительно благополучных нулевых. Настроения российских потребителей ни разу не возвращались к сопоставимым с докризисным уровнем, поэтому сегодняшний курс на экономию однозначно не мягче, а скорее, даже серьезнее, чем в 2009 году», – комментирует И.Лепп.
СТАТЬИ ЭКОНОМИИ СРЕДИ РОССИЙСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ | I квартал 2015 г. | I квартал 2009 г. |
Реже использую автомобиль | 14% | 16% |
Экономлю на развлечениях вне дома | 55% | 65% |
Экономлю на сигаретах | 17% | 12% |
Экономлю на одежде | 50% | 65% |
Переключаюсь на более дешевые бренды продуктов питания | 48% | 44% |
Сокращаю затраты на связь | 21% | 33% |
Экономлю на газе и электричестве | 30% | 23% |
Экономлю на коротких отпусках | 48% | 40% |
Экономлю на годовом отпуске | 30% | 32% |
Покупаю более дешевые бренды алкоголя | 30% | 33% |
Откладываю ремонт в доме | 33% | 53% |
Откладываю обновление техники и электроники | 43% | 54% |
Источник: Nielsen Global Consumer Confidence and Spending Intentions Survey, Россия, I кв. 2009 года, I кв.2015 года
Обеспокоенность войной нивелировалась по сравнению с III кв. 2014 года, упав на 10 пунктов – до 12%, – а вот экономика остается ключевым источником тревоги для россиян (19%), наравне с растущей продуктовой инфляцией (15%). Один из фаворитов в списке в прошлые, «благополучные» годы – соблюдение баланса между работой и личной жизнью – практически пропал из виду и волнует лишь 2% респондентов в России.