70% российских пользователей планируют чаще покупать онлайн
По результатам социологического исследования Geometry Global, в котором приняли участие порядка 10 000 человек по всему миру, Россия занимает особую позицию в системе регионального маркетинга по развитию интернет-торговли
Международная активационная сеть Geometry Global провела исследование Connected Shopper в 12 странах, целью которого стало понимание роли digital в процессе принятия решения о покупке (Purchase Decision Journey) жителями той или иной страны. В опросе приняли участие порядка 800 респондентов старше 15 лет в каждой из стран, в том числе и в России. Сравнительный анализ интернет-поведения потребителей разных стран представляет большой интерес для международных компаний, эффективность интернет-активности которых в разных странах кардинально отличается.
Как правило, по качеству потребительского поведения Россия относится к таким странам, как Китай, Индия и Бразилия. В то же время менталитет российского потребителя приближен к европейскому.
Согласно результатам исследования, российские интернет-пользователи сочетают в себе черты, характерные для интернет-пользователей как Европы, так и развивающихся стран.
С одной стороны, по степени проникновения Интернета в жизнь потребителей, Россия пока отстает от Европы, США и Японии, находясь примерно на одном уровне с Китаем и Бразилией. Но при этом, пользователи России, Китая и Бразилии проводят в Интернете порядка 4 часов в день, что в среднем на четверть больше, чем в странах Европы. Таким образом, существует четкая корреляция: чем больше число интернет-пользователей, тем меньше времени они проводят в Сети, и, соответственно, тем ниже потребность в постоянном доступе к ней.
Доля пользователей, которым необходим постоянный доступ в Интернет
Наряду с явными различиями, существующими между интернет-пользователями мира, их объединяет 2 аспекта. Во-первых, это доля той или иной сферы интересов (общение, развлечение, покупка товаров, получение знаний и сбор информации) в Сети.
Доля сфер интернет-интересов
Во-вторых, виды устройств, с которых пользователи выходят в Интернет. Следовательно, доли сфер интернет-деятельности, а также доли стационарных компьютеров, ноутбуков, планшетов и смартфонов примерно одинаковы в большинстве стран.
Если постоянная доступность Интернета для россиян намного важнее, чем для жителей других стран, то доля интернет-покупок в России остается на том же уровне, что у европейцев. Более того, среди российских пользователей Сети только 47% (при 67% и 90% в Европе и Китае соответственно) считают, что возможность покупать через Интернет сделала жизнь комфортнее. Российский потребитель, привыкший к розничной торговле, относится с недоверием к удаленным покупкам, качество которых они не в состоянии заранее проверить. Еще одним препятствием на пути развития online-торговли является отсутствие налаженной курьерской службы в небольших населенных пунктах, а традиционная доставка почтой не может гарантировать сохранность посылки. Для сравнения: в Китае розница не успевает за стремительным ростом городов и развитием среднего класса, поэтому Интернет зачастую становится самым простым способом приобрести те или иные категории товаров. Среднее количество покупок, совершаемых через Интернет, в Китае равняется 6 за месяц, в то время как в России и Европе – около 3 за аналогичный период. Однако при этом 70% российских пользователей в ближайшем будущем ожидают увеличение доли своих онлайн-покупок. В Европе этот показатель составляет 63%.
Согласно проведенному Geometry Global исследованию, 41% россиян хорошо относится к рекламе интересующих их товаров, в этом отношении россияне ближе к китайцам и бразильцам, чем к европейцам. Что касается мобильной рекламы (в России – SMS-рассылки), то она не устраивает большинство пользователей во всех странах: в Европе лишь 15% потребителей отмечают пользу данного вида рекламы, в Китае и Бразилии – 42%. То есть в этом аспекте Россия чуть ближе к развивающимся странам.
Согласно приведенным данным, покупательское онлайн-поведение россиян занимает особое место между развитыми странами (ЕС, США, Япония) и развивающимися (Китай, Бразилия), при этом замечается небольшой уклон в сторону последних.
Таким образом, при разработке коммуникационной стратегии для тех или иных каналов коммуникации и категорий товаров в России необходимо учитывать особенности интернет-поведения пользователей в каждой конкретной ситуации.