50% заказчиков PR-услуг не раскрывают победителей тендеров
Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) провела исследование с целью выявить предпочтения крупнейших игроков рынка при выборе PR-подрядчиков. Консультанты опросили более 100 компаний из 19 ключевых сегментов экономики
Результаты исследования показали, что 50% заказчиков предпочитают не раскрывать информацию о победителях проводимых тендеров, 83% выбирают подрядчика на срок не более года, а главным критерием определения победителя тендера участники назвали опыт реализации потенциальным подрядчиком аналогичных проектов.
Несмотря на то, что именно крупные компании часто обвиняют консультантов в непрозрачности рынка PR-услуг, только 33% компаний публично объявляют победителей торгов, а 25% готовы предоставить данную информацию по запросу. 25% ни при каких условиях не признаются, кто стал победителем, и 15% пытаются найти баланс между устаревшими корпоративными процедурами и нормами открытого рынка и периодически относят себя к разным категориям.
Большинство клиентов рынка PR-услуг (52%) не наблюдают сезонных тенденций тендерной активности. Тем не менее, к «спящему» периоду практически единогласно отнесли лето – 98%. 17% указали привязку к началу календарного года (январь-февраль), 16% респондентов отметили рост активности в осенний сезон с сентября по ноябрь и 13% – с марта по апрель.
Что касается количества конкурсов, то 57% компаний российского рынка практикуют проведение от одного до четырех тендеров на PR-услуги в год, четверть рынка (24%) выбирает партнера ежегодно, 13% указали опыт проведения от пяти до десяти торгов в год, и только 6% за один год проводят более десяти тендеров. Чаще других тендеры проводят компании, работающие в потребительском секторе.
По данным исследования АКОС, 48% компаний выбирают подрядчика на один год, 35% компаний проводят тендеры на краткосрочные проекты до одного года, и только 17% заключает договор на два-три года.
При этом 41% респондентов отметили, что не сталкивались с ситуациями досрочного расторжения договора с выбранным подрядчиком на PR-услуги. Негативный опыт имеют лишь 15% опрошенных. Три наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкивались эти респонденты: отсутствие проактивной работы агентства, невыполнение обязательств по договору и недостаток креатива в предлагаемых решениях.
В настоящее время большая доля компаний-заказчиков PR-услуг (48%) сотрудничает с несколькими подрядчиками, 35% пользуются услугами только одного агентства.
Бюджет на аутсорсинг PR-услуг в 2013 году в общем срезе (34%) остался неизменным по отношению к предыдущему периоду. Позитивная динамика (рост бюджета на 10-25%) прослеживается на потребительском рынке и в финансовом секторе. Симметричное сокращение ресурсов наблюдается в сегменте образования и тяжелой промышленности.
Заказчики PR-агентств выявили три основных критерия приглашения консультантов в тендер: собственный анализ рынка PR-услуг (89%), проверенные подрядчики (88%) и члены Национального рейтинга PR-агентств (52%).
На этапе оценки тендерных предложений заказчики в большей степени ориентируются на опыт реализации консультантом аналогичных проектов (77%) и проактивность (63%). Следующие по значимости параметры: сроки выполнения работ (53%) и личные доверительные отношения с подрядчиком (49%). Только 30% обозначили важность низкой стоимости услуг, и 37% респондентов – наличие громкого имени PR-провайдера.
Организатор исследования – рабочая группа по тендерной политике АКОС под руководством Ольги Дашевской. Опрос прошли представители отдела «PR/маркетинг» – 35% и «Закупки» – 65% из 100 компаний, в том числе: Reebok, «Билайн», Adidas, Leroy Merlin, Indesit, «Иногосстрах» и другие.