«Ромир»: россиянам не страшны ни доллар, ни Крым


Исследования | 08 Апреля 2014 13:26:52 | 10

Март 2014 был богат, как выражаются экономисты, на «внешние шоки». Резкое ослабление рубля по отношению к доллару и евро, присоединение Крыма и Севастополя (двух новых субъектов РФ), ухудшение отношений со странами Запада вплоть до угрозы экономических санкций. Все это, по мнению многих наблюдателей, должно было повлиять на внутренний потребительский рынок. Однако потребители ведут себя как ни в чем ни бывало

В марте 2014 года повседневные потребительские расходы номинально выросли на 9% по сравнению с февралем. Но такой рост - не более, чем традиционно сезонный. Мартовские расходы в этом году оказались точно такими же, как и в марте 2013. С учетом потребительской инфляции можно говорить о снижении реального потребления на 5-7% за год. Снижение потребительской активности в формате месяц к месяцу предыдущего года фиксируется уже шесть месяцев подряд. Таким образом, тренд, сформировавшийся осенью прошлого года, продолжает свое развитие.

Итак, многочисленные мартовские события на политической сцене и валютном рынке, по мнению экспертов, должны были наложить отпечаток на стиль потребления. Так, например, одни ожидали резкого сокращения повседневного потребления в связи с ростом спроса на доллары и евро и резким увеличением покупок товаров длительного пользования. В этой связи сообщалось даже об ажиотажных покупках на рынке недвижимости и новых автомобилей. Правда, эти сообщения пока никак не подтверждены (но и не опровергнуты) данными о продажах, которые пока еще не обнародованы.

Другие, напротив, прогнозировали резкий рост повседневного потребления в связи с массовыми закупками населением соли, сахара, круп, макарон, консервов и других продуктов кризисного набора. Ведь, правда, и осенью 2008 и осенью 1998 наблюдался ажиотажный спрос на продукты питания длительного хранения, ювелирные украшения и прочие товары, покупкой которых население стремилось хоть как-то себя защитить от инфляции и ослабления курса рубля. В марте 2014 ни те, ни другие ожидания не оправдались.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, в марте 2014 года повседневные расходы выросли на 9% в номинальном выражении по сравнению с показателями февраля. Это совершенно обычный сезонный рост. Точно такой же рост повседневных расходов мы наблюдали в марте прошлого года, по сравнению с февралем 2013 соответственно. В предыдущие годы мартовский рост был несколько более значительным – на уровне 11-13%. Но в марте 2014 этому помешали два обстоятельства.

Во-первых, аномально теплая погода в течение почти всего месяца в европейской части страны и особенно в Москве, на долю которой приходится почти 20% совокупного повседневного потребления. И, во-вторых, начавшийся в первых числах марта Великий Пост. Влияние этого фактора - через снижение потребления мясных и молочных продуктов, на долю которых приходится половина продуктовой корзины в стоимостном выражении - ощутимо последние 3-4 года.

К сожалению, в годовом выражении перелома к лучшему среднесрочной тенденции, сформировавшейся в октябре прошлого года, пока не наблюдается. Повседневные расходы в марте 2014 в номинальном выражении оказались точно такими же, как и в марте 2013 года. С учетом инфляции потребительского рынка (6,5% за год по данным Росстата) можно говорить о снижении реальных повседневных расходов на те же 5-7%. Снижение реальных повседневных расходов наблюдается уже шесть месяцев подряд (с октября 2013 года) и приняло характер среднесрочного тренда. И ни олимпийский февраль, ни богатый на «внешние шоки» март не смогли ни прервать, ни усугубить эту неприятную тенденцию.
Но, чтобы не впадать в избыточный пессимизм, стоит отметить, что уровень повседневного потребления в феврале и марте 2014 в номинальном выражении превысил показатели февраля и марта кризисного 2009 года на 80%. Реальные расходы (с учетом инфляции в 45% за пять лет) увеличились за эту пятилетку на 25%.

«Ромир»: россиянам не страшны ни доллар, ни Крым

Доля продовольствия

В марте 2014 доля продуктов питания в общем объеме потребления повседневных товаров (без учета услуг и крупных покупок) заметно снизилась по сравнению с мартом 2013 и составила 56%. Доля непродовольственных товаров повседневного спроса возросла с 34 до 44%. С учетом изменения долей продовольственных и непродовольственных товаров в повседневной потребительской корзине можно сказать, что потребление продуктов питания сократилось на 15%, а потребление непродовольственных товаров выросло на 30% за год.

Такая картина с незначительными вариациями наблюдается уже в течение последних 12 месяцев и объясняется переходом отдельных категорий товаров (например, части бытовой техники) из разряда товаров длительного пользования в категорию товары повседневного спроса. А, с другой стороны, экономия и рационализация потребления коснулась в первую очередь и в основном продуктов питания. О способах оптимизации продовольственной корзины российскими домохозяйствами мы уже неоднократно писали в наших предыдущих обзорах.

Города

В Москве после резкого сокращения повседневных расходов в январе (на 27% к декабрю 2013 и на 8,5% (номинально) по сравнению с январем 2013) в феврале расходы выросли на 5,5% по сравнению с январем, а в марте – еще на 13% по сравнению с февралем. Но все же они оказались на 2% ниже, чем в марте 2013 года. За пять лет (с марта 2009) номинальный рост повседневных расходов составил в Москве 74%, а реальный – около 20%.

В Санкт-Петербурге затянувшееся на февраль снижение повседневных расходов в марте наконец сменилось ростом - на 11% по сравнению с февралем. По сравнению с мартом прошлого года повседневные расходы в Петербурге выросли почти на 12%, обогнав инфляцию потребительского рынка почти в два раза. За пять лет (с марта 2009) номинальный рост повседневных расходов в Петербурге составил 90%, а реальный – около 30%.

В городах с населением свыше миллиона жителей повседневное потребление в марте также пошло в рост - на 8% по сравнению с февралем. Но так же, как в Москве не дотянуло до уровня марта 2013. Номинальное снижение в годовом выражении составило около 4%, а реальное – около 10%. А вот за пять лет (с марта 2009) номинальный рост в городах этого размера составил в среднем 85%, а реальный - около  28%.

В городах с населением от полумиллиона человек повседневные расходы в марте продолжили рост - на те же 7%, что и в феврале. По сравнению с мартом 2013 повседневные расходы в таком типе городов выросли в среднем на 6% - т.е. примерно на уровень потребительской инфляции. За пять лет номинальный рост в этих городах составил в среднем 84%, реальный – 28%.

В городах с населением 100-500 тысяч жителей рост к февралю составил около 4%, а по сравнению с мартом 2013 – 6,25%, что как раз соответствует уровню годовой инфляции. Здесь будет уместно напомнить, что в городах среднего размера вообще не наблюдается таких сильных сезонных колебаний как в мегаполисах.

Доходные группы

В марте 2014 по сравнению с февралем быстрее всего росли повседневные расходы у семей со средними доходами - на 13% за месяц. В то время как у более обеспеченных потребителей - на 8,5%, а у менее обеспеченных – всего лишь на 1,5%. Благодаря этому расхождения в темпах роста повседневных расходов между различными группами потребителей в годовом разрезе нивелировались.

В январе и феврале быстрее росли расходы у менее обеспеченных потребителей. А в ретроспективе пяти лет расхождения немного сгладились. Темпы роста расходов у «богатых» и «бедных» практически сравнялись. А у представителей «среднего класса» темпы роста хотя и отстают, но все же не так сильно, как это было еще в прошлом месяце.

 

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


Источник: Ромир

последние новости

Комментарии

Тетя Луля (Гость) | 08.04.2014, 14:31
Это не стойкость, это инфантилизм.
ИМXО (Гость) | 08.04.2014, 15:27
Зато когда прижмет виноваты будут все, кроме самих россиян.
К.К. (Гость) | 08.04.2014, 18:03
почему кроме россиян? часть россиян тоже будет виновата. президент их уже назвал.
Еditor (Гость) | 08.04.2014, 18:17
Это национал-предатели что ли, которые пятой колонной ходят?
Родион Раскольников (Гость) | 08.04.2014, 17:26
Совсем население нюх потеряло, крупу и керосин никто не запасает. Расслабились.
Пинфлой (Гость) | 08.04.2014, 18:02
ЦА вымирает.
Рatto (Гость) | 08.04.2014, 18:16
Ничего, Путин вырастит новую.
Константин (Гость) | 08.04.2014, 18:21
вместо того чтобы власть тормошить, наш народ вечно соль-сахар-дрова-макароны скупал, не туда направлял энергию
Срочно!!!! (Гость) | 08.04.2014, 18:27
Мы спасены! "Президент России Владимир Путин считает необходимым в ближайшее время на порядок улучшить деловой климат в стране" - http://www.newsru.com/finance/08apr2014/bizclimatalaputin.html
В-52 (Гость) | 08.04.2014, 18:35
путин считает необходимым улучшить инвестиционный климат... это очень смешно.

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 16364
Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров