Все больше россиян оплачивают покупки банковскими картами


Исследования | 24 Февраля 2014 11:57:32

За последние три года доля держателей карт, которые используют их только для получения наличных, сократилась более чем вдвое

MasterCard объявляет результаты исследования MasterIndex, которое изучает распространение банковских карт и определяет популярность разных способов оплаты покупок среди россиян, а также выявляет особенности потребительского поведения держателей карт. В опросе приняли участие жители городов России с численностью населения от 250 тыс. человек .

Ключевые выводы MasterIndex 2013 года:

Банковские карты есть у 81% опрошенных россиян. Это на четверть больше, чем в 2010 году, когда опрос прошел в первый раз. (Более подробная информация представлена на Диаграмме 1).
Почти половина (48%) опрошенных россиян в 2013 году использовали карты для оплаты покупок. (См. Диаграмму 2)
Удобство и быстрота оплаты – вот что привлекает держателей карт в возможностях банковской карты.

Все больше россиян оплачивают покупки банковскими картами

Банковские карты: распространение, типы, частота использования

Среди держателей карт больше всего (85%) пользователей зарплатных карт; их доля по сравнению с 2010 годом осталась стабильной. За три года стало больше держателей дебетовых карт, выпущенных по инициативе клиента: их число увеличилось с 12% до 21%. Без малого треть респондентов (29%) имеют кредитные карты, тогда как в 2010 г. держателями кредиток были 18%. У 11% респондентов есть социальные карты (показатель не претерпел существенных изменений).

Как отметили 43% держателей карт, в 2013 г. они стали чаще пользоваться безналичным способом оплаты. Число респондентов, использующих карты исключительно для получения наличных денег в банкоматах, сократилось за годы исследования с 56% до 25%.

Доля активных пользователей банковских карт (они расплачиваются карточкой раз в неделю и чаще) за три года увеличилась вдвое и достигла 41%. Из них 7% держателей платят картами каждый день, 22% – несколько раз в неделю, и 12% – раз в неделю. Реже раза в неделю расплачиваются картами 34% держателей пластиковых карт.

Участники опроса рассказали, что поощряет их чаще оплачивать покупки картами: почти две трети (64%) респондентов отметили удобство. Другие поводы чаще платить картами – безопасность (не нужно носить с собой наличные), возможность получить скидку или бонус и наличие широкой сети приема; их назвали 56%, 55% и 52% держателей карт соответственно.

Все больше россиян оплачивают покупки банковскими картами

Подавляющее большинство (88%) пользователей карт в 2013 г. расплачивались ими в супер- и гипермаркетах. Став привычной при оплате покупок в крупных универсальных магазинах России, безналичная оплата набирает популярность и в небольших магазинах шаговой доступности (39% в 2013 г. против 17% в 2010 г.). Каждый второй респондент расплачивался картой в магазинах одежды и обуви (59%) или в магазинах электроники и бытовой техники (51%).

Снижается средняя стоимость покупки, для оплаты которой держатель карты скорее использует карточку, чем наличные. В 2013 году эта сумма составила 1677 рублей (1117 рублей среди активных пользователей) – значительно меньше, чем в 2010 году (3109 рублей для всех респондентов и 2007 рублей для активных пользователей).

Что мешает расплачиваться картами

Держатели карт, использующие их исключительно для получения наличных, назвали факторы, которые мешают им расплачиваться картами.

Большинству участников опроса (82%) из этой группы мешает платить картой привычка пользоваться наличными. Половина (52%) держателей отметили, что им трудно контролировать расходы, расплачиваясь картой. При этом 34% сказали, что не любят отдавать свою карту кассиру или официанту, опасаясь мошенничества.

В предыдущие годы одним из факторов, которые участники опроса упоминали чаще всего, была неуверенность в том, что места, где они обычно совершают покупки, принимают оплату картами: в 2011 году  этот вариант ответа выбрали 32%. В 2013 году этот фактор вышел из числа самых «популярных»: его назвали препятствием 22% респондентов.
В 2011 году каждый пятый (21%) респондент заявил, что не платит картой, поскольку этот способ неудобен для оплаты мелких покупок. В 2013 году только 4% отметили, что это мешает расплачиваться картами.

Различия выводов по социально-демографическим группам

Как показало исследование MasterIndex, среди женщин и мужчин примерно равна доля держателей карт, и нет существенной разницы в том, какие способы оплаты они предпочитают. Тем не менее, в результатах опроса были выявлены некоторые различия. Мужчины чаще женщин расплачиваются картами на автозаправках – такой ответ выбрали 31% мужчин и 16% женщин – и в автосалонах (17% и 6%, соответственно). Почти половина участниц опроса (41%) расплачивались картами в магазинах косметики и парфюмерии (для сравнения: такой ответ выбрали 20% участников-мужчин). Кроме того, женщины чаще использовали для оплаты карты в аптеках (30% женщин и 18% мужчин) и салонах красоты (12% и 2%). Эти данные отражают предпочтения мужчин и женщин в отношении типов магазинов и других предприятий сферы обслуживания, которые они посещают.

Респонденты из разных возрастных групп по-разному рассматривают стимулы к оплате картами. Для активных пользователей карт 25-35 лет важным фактором является возможность оплаты в интернете – его указали 46% (и 34% участников из группы 35-45 лет).

Между участниками опроса с разными показателями совокупного дохода семьи были обнаружены различия в количестве карт и частоте их использования. Среди респондентов из семей с доходом более 75 тыс. рублей держателей карт 90%, причем половина из них активно используют карты для оплаты покупок. Среди представителей хозяйств с более низким доходом 79% держателей карт, из которых 39% являются активными пользователями.



Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


последние новости

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 16364
Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров