24 Февраля 2014 | 11:57

Все больше россиян оплачивают покупки банковскими картами

За последние три года доля держателей карт, которые используют их только для получения наличных, сократилась более чем вдвое

Картинка Все больше россиян оплачивают покупки банковскими картами

MasterCard объявляет результаты исследования MasterIndex, которое изучает распространение банковских карт и определяет популярность разных способов оплаты покупок среди россиян, а также выявляет особенности потребительского поведения держателей карт. В опросе приняли участие жители городов России с численностью населения от 250 тыс. человек .

Ключевые выводы MasterIndex 2013 года:

Банковские карты есть у 81% опрошенных россиян. Это на четверть больше, чем в 2010 году, когда опрос прошел в первый раз. (Более подробная информация представлена на Диаграмме 1).
Почти половина (48%) опрошенных россиян в 2013 году использовали карты для оплаты покупок. (См. Диаграмму 2)
Удобство и быстрота оплаты – вот что привлекает держателей карт в возможностях банковской карты.

Банковские карты: распространение, типы, частота использования

Среди держателей карт больше всего (85%) пользователей зарплатных карт; их доля по сравнению с 2010 годом осталась стабильной. За три года стало больше держателей дебетовых карт, выпущенных по инициативе клиента: их число увеличилось с 12% до 21%. Без малого треть респондентов (29%) имеют кредитные карты, тогда как в 2010 г. держателями кредиток были 18%. У 11% респондентов есть социальные карты (показатель не претерпел существенных изменений).

Как отметили 43% держателей карт, в 2013 г. они стали чаще пользоваться безналичным способом оплаты. Число респондентов, использующих карты исключительно для получения наличных денег в банкоматах, сократилось за годы исследования с 56% до 25%.

Доля активных пользователей банковских карт (они расплачиваются карточкой раз в неделю и чаще) за три года увеличилась вдвое и достигла 41%. Из них 7% держателей платят картами каждый день, 22% – несколько раз в неделю, и 12% – раз в неделю. Реже раза в неделю расплачиваются картами 34% держателей пластиковых карт.

Участники опроса рассказали, что поощряет их чаще оплачивать покупки картами: почти две трети (64%) респондентов отметили удобство. Другие поводы чаще платить картами – безопасность (не нужно носить с собой наличные), возможность получить скидку или бонус и наличие широкой сети приема; их назвали 56%, 55% и 52% держателей карт соответственно.

Подавляющее большинство (88%) пользователей карт в 2013 г. расплачивались ими в супер- и гипермаркетах. Став привычной при оплате покупок в крупных универсальных магазинах России, безналичная оплата набирает популярность и в небольших магазинах шаговой доступности (39% в 2013 г. против 17% в 2010 г.). Каждый второй респондент расплачивался картой в магазинах одежды и обуви (59%) или в магазинах электроники и бытовой техники (51%).

Снижается средняя стоимость покупки, для оплаты которой держатель карты скорее использует карточку, чем наличные. В 2013 году эта сумма составила 1677 рублей (1117 рублей среди активных пользователей) – значительно меньше, чем в 2010 году (3109 рублей для всех респондентов и 2007 рублей для активных пользователей).

Что мешает расплачиваться картами

Держатели карт, использующие их исключительно для получения наличных, назвали факторы, которые мешают им расплачиваться картами.

Большинству участников опроса (82%) из этой группы мешает платить картой привычка пользоваться наличными. Половина (52%) держателей отметили, что им трудно контролировать расходы, расплачиваясь картой. При этом 34% сказали, что не любят отдавать свою карту кассиру или официанту, опасаясь мошенничества.

В предыдущие годы одним из факторов, которые участники опроса упоминали чаще всего, была неуверенность в том, что места, где они обычно совершают покупки, принимают оплату картами: в 2011 году  этот вариант ответа выбрали 32%. В 2013 году этот фактор вышел из числа самых «популярных»: его назвали препятствием 22% респондентов.
В 2011 году каждый пятый (21%) респондент заявил, что не платит картой, поскольку этот способ неудобен для оплаты мелких покупок. В 2013 году только 4% отметили, что это мешает расплачиваться картами.

Различия выводов по социально-демографическим группам

Как показало исследование MasterIndex, среди женщин и мужчин примерно равна доля держателей карт, и нет существенной разницы в том, какие способы оплаты они предпочитают. Тем не менее, в результатах опроса были выявлены некоторые различия. Мужчины чаще женщин расплачиваются картами на автозаправках – такой ответ выбрали 31% мужчин и 16% женщин – и в автосалонах (17% и 6%, соответственно). Почти половина участниц опроса (41%) расплачивались картами в магазинах косметики и парфюмерии (для сравнения: такой ответ выбрали 20% участников-мужчин). Кроме того, женщины чаще использовали для оплаты карты в аптеках (30% женщин и 18% мужчин) и салонах красоты (12% и 2%). Эти данные отражают предпочтения мужчин и женщин в отношении типов магазинов и других предприятий сферы обслуживания, которые они посещают.

Респонденты из разных возрастных групп по-разному рассматривают стимулы к оплате картами. Для активных пользователей карт 25-35 лет важным фактором является возможность оплаты в интернете – его указали 46% (и 34% участников из группы 35-45 лет).

Между участниками опроса с разными показателями совокупного дохода семьи были обнаружены различия в количестве карт и частоте их использования. Среди респондентов из семей с доходом более 75 тыс. рублей держателей карт 90%, причем половина из них активно используют карты для оплаты покупок. Среди представителей хозяйств с более низким доходом 79% держателей карт, из которых 39% являются активными пользователями.



Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.