22 Июня 2012 | 16:03

Государственные контракты в маркетинге и PR: рейтинг по итогам 2011 года

Коммуникационная группа «Византия» подвела итоги исследования, целью которого стало выявление компаний, наиболее успешно участвовавших в федеральных государственных тендерах на оказание услуг по PR и маркетинговым коммуникациям, пропаганде и информационно-разъяснительной работе в течение 2011 года

Картинка Государственные контракты в маркетинге и PR: рейтинг по итогам 2011 года

В рамках работы были собраны и проанализированы данные, публиковавшиеся в течение

2011 года на страницах «Официального сайта РФ для размещения информации о размещении заказов». Собранные данные были верифицированы «Реестром государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов». В рейтинг вошли закупки, осуществлявшиеся за счет средств федерального бюджета. Данные анализировались в четырех сегментах: «Исследования», «Реклама», «Организация мероприятий» и «Информационно-разъяснительная работа».

Всего в рассмотренном сегменте рынка в течение 2011 года было проведено 1427 тендеров (для сравнения – в 2010 году аналогичных тендеров насчитывалось 2027, в 2009 - 1232).

Общая сумма средств, на которые государственными структурами, министерствами и ведомствами были посредством сайта www.zakupki.gov.ru приобретены услуги в сфере PR и маркетинга в течение года – 7 002, 44 млн. рублей (аналогичный показатель 2010 года - 6 825, 89 млн. рублей, 2009 года – 5 240, 27  млн. рублей, рост в 2011 году - 12,5%).
53,7% тендеров в течение года проведены в формате открытых конкурсов, 14,4% – запросов котировок, 31,9% – открытых аукционов.

Всего за счет использования тендерных механизмов государство сэкономило 7,7% средств (10,2% годом ранее).

8,2% тематических тендеров проведено в сегменте «Исследования» (по количеству - падение на 10% по сравнению с 2010 годом). 26,3% пришлось на «Рекламу» (по количеству - падение на 60,9% по сравнению с 2010 годом). 60,8% – проведение мероприятий (по количеству - рост на 11,3% по сравнению с 2010 годом). 4,6% – комплексное оказание информационных услуг, информационно-разъяснительная работа (по количеству - падение на 57,4% по сравнению с 2010 годом).

Сводные таблицы рейтинга:

Компании, выигравшие больше всего федеральных государственных тендеров в сфере коммуникаций в 2011 году (по количеству побед):

 

ПОСТАВЩИК

КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК

1

ФГУП «Информационный центр по автомобильным дорогам «ИНФОРМАВТОДОР»

24

2

ООО «Агентство гуманитарных технологий»

17

3

ЗАО НПП «Инфоком Сервис»

13

4

ООО «Интегрум Медиа»

12

5

ООО “КонкордБизнесСервис”

10

6

ООО «Студия «Фест-фильм»

10

7

ООО «Экспотур»

10

8

ГП «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок»

9

9

ФГУК «Российская государственная концертная компания «Содружество»

8

10

ЗАО «Михайлов и партнеры. Управление стратегическими коммуникациями»

8

Компании, выигравшие больше всего федеральных государственных тендеров в сфере коммуникаций в 2011 году (по количеству привлеченных средств):

 

ПОСТАВЩИК

СУММА

1

ООО «Группа компаний ИНКОННЕКТ»

             389 195 000  

2

НП «Агентство международных культурных проектов «Арт Интерфорум»

             320 000 000  

3

ООО «Современные образовательные концепции»

             296 650 000  

4

ООО «ВиЭнДжи»

             214 708 700  

5

АНО «Фестиваль «Золотая маска»

             199 750 000  

6

ООО «Агентство гуманитарных технологий»

             199 421 600  

7

ЗАО  «Интерфакс»

             183 434 200  

8

Общероссийская общественная организация - Общество «Россия-Япония»

             173 000 000  

9

ЗАО «КРОС»

             169 300 000  

10

ООО «СМАРТ НЬЮ СОЛЮШНЗ»                       

             168 800 000  

Наиболее активные заказчики (по количеству заказов):

 

ЗАКАЗЧИК

КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК

1

Министерство культуры Российской Федерации

417

2

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

146

3

Федеральное агентство по делам молодежи

111

4

Министерство образования и науки Российской Федерации

104

5

Федеральное дорожное агентство

49

6

Федеральное агентство по туризму

36

7

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

36

8

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

34

9

Министерство экономического развития Российской Федерации

30

10

Служба специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации

24

Наиболее активные заказчики (по стартовой стоимости заказов):

 

ЗАКАЗЧИК

СУММА

1

Министерство культуры Российской Федерации

          2 194 706 542,03  

2

Министерство образования и науки Российской Федерации

          1 129 564 100,00  

3

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

             672 147 100,00  

4

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

             427 000 000,00  

5

Министерство экономического развития Российской Федерации

             321 115 460,00  

6

Министерство транспорта Российской Федерации

             299 522 050,00  

7

Федеральное дорожное агентство

             287 725 000,00  

8

Федеральное медико-биологическое агентство

             280 516 764,00  

9

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

             248 616 000,00  

10

Федеральное агентство по делам молодежи

             222 821 396,70  

Основные показатели по сегментам.

«Исследования»:
(В раздел  собраны тендеры на научно-исследовательскую работу (НИР) в сфере коммуникаций, социологические и маркетинговые исследования, медиа-мониторинг, аналитика, стратегические и идеологические разработки в сфере коммуникаций).

Всего тендеров: 117
Экономия относительно стартовой (максимальной) стоимости закупок: 13,8% (в 2010 - 19,6%, в 2009 – 14,9%)
Общая стартовая (максимальная) стоимость лотов: 1 049 627 780 руб.
Общая итоговая стоимость лотов: 904 522 552,42 руб. 

Наиболее активно покупали исследования:

По количеству:

 

ЗАКАЗЧИК

КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК

1

Служба специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации

20

2

Министерство культуры Российской Федерации

15

3

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

14

4

Министерство экономического развития Российской Федерации

12

5

Министерство образования и науки Российской Федерации

6

По деньгам (начальные суммы контрактов):

 

ЗАКАЗЧИК

СУММА

1

Министерство образования и науки Российской Федерации

      374 800 000  

2

Министерство экономического развития Российской Федерации

      168 593 600  

3

Служба специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации

      156 729 546  

4

Министерство культуры Российской Федерации

      117 075 550  

5

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

        70 500 000  

Лидеры рейтинга среди исполнителей:

По количеству:

 

ПОСТАВЩИК

КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК

1

ЗАО НПП «Инфоком Сервис»

13

2

ООО «Интегрум Медиа»

12

3

ЗАО  «Интерфакс»

5

4

ОАО  «Всероссийский центр изучения общественного мнения»

5

5

Общероссийский общественный фонд «Общественное мнение»

3

По деньгам (конечные суммы гос.контрактов):

 

ПОСТАВЩИК

СУММА

1

ООО «Современные образовательные концепции»

       296 650 000  

2

ЗАО  «Интерфакс»

       183 434 200  

3

ЗАО «ПРОГНОЗ»

         59 000 000  

4

ФГУП «Росгосэкспертиза»

         38 250 000  

5

ФГУП «Центр научных исследований социально-экономических проблем культуры»

         37 000 000  

 «Реклама»:
(В раздел включены тендеры на прямую рекламу, рекламный креатив, разработку визуальных решений для коммуникационных кампаний, сайтов, рекламный продакшн и пр.).

Всего тендеров: 376
Экономия относительно стартовой (максимальной) стоимости лота: 19,2% (в 2010 - 18,4%, в 2009 – 10,7%)
Общая стартовая (максимальная) стоимость лотов: 1 461 850 987,99 руб.
Общая итоговая стоимость лотов: 1 180 986 157,18 руб.

Наиболее активно покупали рекламу:

По количеству:

 

ЗАКАЗЧИК

КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК

1

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

20

2

Федеральное государственное учреждение «Государственный академический Большой театр России»

18

3

Центральная базовая таможня

18

4

Федеральное агентство по туризму

16

5

Федеральное агентство по делам молодежи

15

По деньгам (начальные суммы контрактов):

 

ЗАКАЗЧИК

СУММА

1

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

    384 386 300  

2

Федеральное медико-биологическое агентство

    179 626 764  

3

Федеральное агентство по туризму

    137 689 971  

4

Федеральное дорожное агентство

    117 075 000  

5

ФГУ «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах»

      86 798 512  

Лидеры рейтинга среди исполнителей:

По количеству:

 

ПОСТАВЩИК

КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК

1

ФГУП «Информационный центр по автомобильным дорогам «ИНФОРМАВТОДОР»

6

2

ООО «Атон»

6

3

ООО «Топ Юнион»

5

4

ОАО «Московская дирекция театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс»

5

5

ИП «Караваева Викторовна Елена»

5

По деньгам (конечные суммы гос.контрактов):

 

ПОСТАВЩИК

СУММА

1

ООО «ВиЭнДжи»

      214 708 700  

2

ООО «171 Меридиан»

       95 000 000  

3

ООО «Социальные программы и технологии»

       44 815 392  

4

ФГУП «Информационный центр по автомобильным дорогам «ИНФОРМАВТОДОР»

       36 059 990  

5

ООО «Тушарп»

       34 100 000  

«Проведение мероприятий»:

(В раздел включены тендеры на организацию фестивалей, праздников, форумов и иных мероприятий в РФ, а также по заказу гос.органов – за пределами РФ).

Всего тендеров: 868
Экономия относительно стартовой (максимальной) стоимости лота: 2,6% (в 2010 - 2,8%, в 2009 – 3,0%)
Общая стартовая (максимальная) стоимость лотов: 4 116 118 901,14 руб.
Общая итоговая стоимость лотов: 4 009 386 283,42 руб.

Наиболее активно заказывали организацию мероприятий:

По количеству:

 

ЗАКАЗЧИК

КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК

1

Министерство культуры Российской Федерации

393

2

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

129

3

Федеральное агентство по делам молодежи

94

4

Министерство образования и науки Российской Федерации

70

5

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

33

По деньгам (начальные суммы контрактов):

 

ЗАКАЗЧИК

СУММА

1

Министерство культуры Российской Федерации

  2 261 000 535  

2

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

     420 500 000  

3

Министерство образования и науки Российской Федерации

     352 333 100  

4

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

     231 112 000  

5

Федеральное агентство по делам молодежи

     201 645 245  

Лидеры рейтинга среди исполнителей:

По количеству:

 

ПОСТАВЩИК

КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК

1

ФГУП «Информационный центр по автомобильным дорогам «ИНФОРМАВТОДОР»

17

2

ООО “КонкордБизнесСервис”

10

3

ООО «Студия «Фест-фильм»

10

4

ООО «Экспотур»

10

5

ГП «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок»

9

По деньгам (конечные суммы гос.контрактов):

 

ПОСТАВЩИК

СУММА

1

ООО «Группа компаний ИНКОННЕКТ»

389 195 000 

2

НП «Агентство международных культурных проектов «Арт Интерфорум»

    320 000 000  

3

АНО «Фестиваль «Золотая маска»

199 750 000 

4

Общероссийская общественная организация - Общество «Россия-Япония»

173 000 000 

5

АНО «Дирекция по организации и проведению международных фестивалей «Медиафест»

    127 000 000  

«Информационно-разъяснительная работа»:
(В раздел включены тендеры на комплексное коммуникационное сопровождение гос.заказчиков, реализацию системных проектов, предполагающих разработку стратегии, контента и последующую реализацию коммуникационной программы).

Всего тендеров: 66
Экономия относительно стартовой (максимальной) стоимости лота: 21,8% (В 2010 года - 15,9%, в 2009 – 14,4%)
Общая стартовая (максимальная) стоимость лотов: 1 161 160 345 руб.
Общая итоговая стоимость лотов: 907 541 566,16 руб.

Наиболее активно заказывали ИРР:

По количеству:

 

ЗАКАЗЧИК

КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК

1

Министерство образования и науки Российской Федерации

18

2

Министерство экономического развития Российской Федерации

7

3

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

6

4

Министерство транспорта Российской Федерации

5

5

Федеральное дорожное агентство

5

По деньгам (начальные суммы контрактов):

 

ЗАКАЗЧИК

СУММА

1

Министерство образования и науки Российской Федерации

     321 331 000,00  

2

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

     244 600 000,00  

3

Министерство транспорта Российской Федерации

     235 000 000,00  

4

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

           92 000 000,00  

5

Министерство экономического развития Российской Федерации

       75 720 000,00  

Лидеры рейтинга среди исполнителей:

По количеству:

 

ПОСТАВЩИК

КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК

1

ООО «Агентство гуманитарных технологий»

14

2

ЗАО «Михайлов и Партнеры. Управление стратегическими коммуникациями»

7

3

ЗАО «КРОС»

3

4

ООО «СП Огилви»

3

5

ООО «Социальные программы и технологии»

3

По деньгам (конечные суммы гос.контрактов):

 

ПОСТАВЩИК

СУММА

1

ООО «Агентство гуманитарных технологий»

   170 771 000  

2

ЗАО «КРОС»

   169 300 000  

3

ООО «СМАРТ НЬЮ СОЛЮШНЗ»                       

   168 800 000  

4

ООО «ПР+Спорт»

     85 052 000  

5

ООО «СП Огилви»

     70 056 000  

Игорь Райхман, генеральный директор КГ «Византия»: 

«Тенденции, наметившиеся в 2010 году, в 2011 получили свое развитие. Прежде всего, мы наблюдаем сокращение количества тендеров практически во всех проанализированных сегментах, кроме организации мероприятий. Общее количество заказов упало почти на 30%, однако суммы закупок при этом выросли на 12,5%. Подобные данные указывают на изменения в общем подходе государственных заказчиков к отраслевым закупкам.

Продолжает сокращаться интерес к комплексным коммуникационным проектам. Если пару лет назад PR-кампании заказывали практически все министерства, то сейчас остались буквально 5-6 крупных заказчиков. Как следствие – рост конкуренции и увеличение экономии государства за счет конкурентных закупок (с 16% до 22%). Повышение конкуренции выдавило из этого сегмента «залетные» агентства – если ранее в рейтинг попадали структуры, на рынке не известные, то в 2011 году весь топ рейтинга занят старыми уважаемыми организациями, специализирующимися именно на государственных проектах в сфере PR.

Ситуация с рекламой и проведением мероприятий также любопытна. Рекламы стало существенно меньше, однако «за ее счет» существенно увеличился event-сегмент. Во многом это связано с выборным годом. За счет рекламы необходимость в публичной активности не реализуешь, а вот мероприятия для этого прекрасная площадка. Более того, обладая развитой фантазией, можно предположить, что рост количества «смотров хоровых коллективов» и «дней культуры народов крайнего севера» выступил своеобразным противовесом не самых приятных для властей политических и экономических новостей.

В сегменте «Исследования» наблюдается резкий приток средств – бюджеты выросли более чем в три раза. Это во многом связано с реализацией «Электронного правительства» и повальным увлечением министерств и ведомств информационными системами для автоматизации собственной деятельности. Привлечение консалтинговых компаний для создания концепций подобных систем – общее место для всего рынка гос.закупок. В ситуации с маркетингом и PR эта тенденция выражается в проектировании и создании систем мониторинга и обработки материалов СМИ, иных открытых источников. Себестоимость подобных проектов высока, а сами задачи малоподъемны для традиционных участников рейтинга в сегменте «Исследования» - социологов, PR-консультантов, медиа аналитиков. Эти группы начинают вытесняться IT-консалтерами и системными интеграторами.

В целом как еще одну общую для рынка тенденцию стоит отметить, что заказчики «наигрались» электронными аукционами и запросами котировок, и вновь вернулись к формату закупок через открытые конкурсы, которые хоть и критикуются и профессиональным сообществом, и самими заказчиками, по-прежнему остаются наиболее востребованным механизмом проведения тендеров».

О Рейтинге:

Исследование проводится специалистам Коммуникационной группы «Византия» с 2009 года.

Методология составления рейтинга заключается в регулярном сборе информации через поисковую систему «Официального сайта РФ для размещения информации о размещении заказов». Исследование построено на многократном дублировании запросов и системной перепроверке всех получаемых результатов.

Полученная данным образом сводка тендеров впоследствии перепроверяется через «Реестр государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов», что позволяет окончательно убедиться в факте заключения контракта, поскольку победа в тендере не всегда оканчивается заключением контракта. Например, справедливость победы может быть успешно оспорена другими участниками тендера, также в Реестре контрактов зафиксирована итоговая стоимость заключенного контракта, поскольку победитель тендера может уменьшить стоимость своих услуг.

Также в распоряжении исполнителей находится база ИНН государственных заказчиков. После формирования пула закупок его полнота проверяется посредством выгрузки полных списков закупок наиболее крупных фигурантов рейтинга с сайта «Реестр государственных контрактов».

Эти меры позволяют утверждать, что в исследовании учтен максимум информации, которую возможно собрать по материалам открытых источников.

Сбор данных производится с учетом более 70 словоформ, описывающих деятельность, релевантную предмету исследования. Собранные данные подразделяются на четыре сегмента: «Исследования», «Реклама», «Организация мероприятий» и «Информационно-разъяснительная работа». В рамках каждого сегмента проводится дальнейшее ранжирование участников и организаторов тендеров в зависимости от числа тендеров, объявленных каждым организатором либо же выигранного тем или иным участником, а также в зависимости от величины стоимости лота и стоимости контракта победителя тендера.

Специалисты Коммуникационной группы «Византия» также отслеживают новости, посвященные гостендерам в сфере маркетинга и PR, опубликованные в ведущих российских СМИ, что также является дополнительным фактором перепроверки учета в Рейтинге наиболее «крупных» с точки зрения стоимости и «громких» с точки зрения общественного интереса тендеров.

Вместе с тем не исключены ситуации, в которых предмет профильного конкурса / названия лотов были сформулированы с использованием слов извне тезауруса анализируемого рынка. Случаи замены кириллических букв на их латинские графические аналоги были учтены при сборе информации, однако специфика работы и не-работы поиска на анализируемых сайтах вынуждает признать возможность существования тендеров, которые не были учтены в рамках исследования.

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru