Кто пользуется интернет-платежами?
Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) совместно с компанией OMI (Online Market Intelligence) провело опрос пользователей сети Интернет, посвященный использованию интернет-платежей для оплаты покупок.
60% пользователей Глобальной Сети за последний год хотя бы раз оплачивали покупки через Интернет. При этом треть (34% опрошенных) делали это несколько раз, 14% - много раз и 12% - лишь однажды. Однако каждый четвертый опрошенный интернет-пользователь указал, что ничего не покупал в Сети, а 16% респондентов отметили, что если и делали подобные покупки, то оплачивали их наличными деньгами.
Стоит отметить, что мужчины чаще, чем женщины пользовались Интернетом для оплаты товаров либо услуг (68% среди мужчин против 52% среди женщин). При этом представительницы женского пола (22%) в два раза чаще, чем респонденты мужского пола (10%), делают покупки в Сети, оплачивая их при этом наличным способом.
Также чем выше уровень образования пользователей Интернет, тем они чаще сообщают о наличии опыта оплаты покупок с помощью всемирной паутины (46% среди опрошенных со средним или начальным образованием против 63% высокообразованных).
К тому же любопытно, что работающие респонденты с большей частотой, чем студенты либо безработные, совершают интернет-платежи (63-64% против 54% соответственно).
Самым распространенным способом оплаты покупок через Интернет является Webmoney, Его выбирают 54% опрошенных пользователей, совершавших хоть раз подобные платежи. На втором месте по популярности оказались Яндекс.Деньги (49% респондентов). Также в тройку самых часто используемых платежных систем вошли банковские карты, ими в Сети расплачиваются за покупки 36% пользователей. Мобильный кошелек используют 12% опрошенных, а такие системы как RBK Money, MoneyMail, МОНЕТА.РУ, Единый кошелек и EasyPay востребованы лишь у 1-3 % респондентов.
Опрошено 1100 пользователей Интернет с соблюдением квот по полу, возрасту и образованию. Исследование было проведено в августе-сентябре 2009 года.
Таблица 1. Оплачивали ли Вы за последний год покупку товаров или услуг через Интернет (банковской картой или с помощью электронных платежных систем), % респондентов
Да, много раз |
14 |
Да, несколько раз |
34 |
Да, однажды |
12 |
Нет, я ничего не покупал в сети Интернет |
24 |
Нет, я делал покупки в сети Интернет, но оплачивал их наличными |
16 |
Таблица 2. Оплачивали ли Вы за последний год покупку товаров или услуг через Интернет (банковской картой или с помощью электронных платежных систем), % респондентов в распределении по полу
|
Все опрошенные |
Мужчины |
Женщины |
Да |
60 |
68 |
52 |
Нет, я ничего не покупал в сети Интернет |
24 |
22 |
25 |
Нет, я делал покупки в сети Интернет |
16 |
10 |
22 |
Таблица 3. Оплачивали ли Вы за последний год покупку товаров или услуг через Интернет (банковской картой или с помощью электронных платежных систем), % респондентов в распределении по уровню образования
|
Все опрошенные |
среднее и ниже образование |
среднее специальное |
неоконченное высшее |
высшее |
Да |
60 |
46 |
56 |
63 |
63 |
Нет, я ничего не покупал в сети Интернет |
24 |
32 |
26 |
23 |
21 |
Нет, я делал покупки в сети Интернет |
16 |
22 |
18 |
14 |
15 |
Таблица 4. Оплачивали ли Вы за последний год покупку товаров или услуг через Интернет (банковской картой или с помощью электронных платежных систем), % респондентов в распределении по занятости
|
Все опрошенные |
Работаю по найму полный рабочий день |
Я самозанятый |
Работаю по найму неполный рабочий день |
В настоящее время не работаю |
Я студент |
Да |
60 |
63 |
64 |
57 |
54 |
54 |
Нет, я ничего не покупал в сети Интернет |
24 |
22 |
26 |
25 |
24 |
28 |
Нет, я делал покупки в сети Интернет |
16 |
16 |
11 |
18 |
22 |
18 |
Таблица 6. Какими платежными системами или банковскими картами пользовались Вы при оплате покупок через интернет? % от тех, кто хотя бы раз оплачивал покупки через Интернет
Webmoney |
54 |
Яндекс.Деньги |
49 |
Банковской картой |
36 |
Мобильный кошелек |
12 |
RBK Money |
3 |
MoneyMail |
3 |
МОНЕТА.РУ |
2 |
Единый Кошелек |
1 |
EasyPay |
1 |
Другой платежной системой |
5 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
Ирина Сергеева, Директор по маркетингу компании Vantage Life
Рынок онлайн-платежей растет не по дням, а по часам. Если в 2008 году по оценкам экспертов Альфа-банка он составлял $6 млрд, то в 2010 году они прогнозируют его рост до $10 млрд. И доля оплат банковской картой, как показывают данные исследования НАФИ и OMI, составляет существенную его часть – более трети. Это значит, что появляется ниша для интернет-магазинов, в которых все покупки можно оплачивать банковской картой. И дело тут не только в удобствах. Каждая транзакция приносит банку комиссионные. Если он готов поделиться их частью с продавцом, то это позволяет еще больше снизить цены. Такая модель легла в основу созданного нами интернет-магазина Libramarket.com. При оплате банковской картой, выпущенной одним из банков-партнеров покупатель получает бонусы (от 5% до 40% от стоимости покупки). Накопленные бонусы могут конвертироваться в любую валюту в зависимости от страны пребывания пользователя и использоваться для оплаты всех товаров и услуг, представленных на портале. Это очень удобно, поскольку перечень товаров и услуг на Libramarket.com. соответствует потребностям современного человека – от доставки продуктов до заказа цветов.