Россия продолжит укреплять рекламное лидерство в Центральной и Восточной Европе
Общемировые расходы на рекламу в 2012 году вырастут на 3.8% по сравнению с прошлым годом и достигнут $502 млрд. Российский рынок в 2012 году ожидает 12% рост, опережающий увеличение глобальных расходов, и среднюю динамику роста по Восточной Европе. Такие цифры приводит ZenithOptimedia в своем новом прогнозе развития рекламного рынка.
Медиакоммуникационная сеть ZenithOptimedia понизила свой прогноз по росту глобальных рекламных затрат в 2012 году по сравнению с прошлым годом с 4,3% (было в прошлом, июльском прогнозе) до 3,8%. Рост в 2013 году составит 4,6%, а в 2014 - 5,2%.
В ответ на продолжающуюся экономическую нестабильность в
еврозоне рекламодатели снизили маркетинговые расходы в этом регионе.
ZenithOptimedia предполагает, что по итогам года расходы на рекламу в зоне евро
сократятся на 3,1% по сравнению с прошлым годом. В Италии, Испании, Португалии
и Греции экономический спад усилился. По нашим прогнозам, рекламные рынки этих
стран по итогам 2012 года покажут отрицательную динамику развития. В частности,
расходы на рекламу в Италии сократятся на 6,5%, а в Греции – на 33,2%. Однако,
некоторые страны еврозоны, такие, как Австрия и Германия, продемонстрируют
номинальный рост.
В 2013 году ZenithOptimedia ожидает скромного роста рекламных бюджетов в зоне
евро – на 0,9%, а в 2014 - на 2,3%, при условии, что дальнейший
экономический спад не продолжится.
Рост расходов на рекламу в зоне евро (ключевые рынки, 2012)
Страна |
Рост рекламных инвестиций (%) |
Австрия |
+1,3 |
Бельгия |
+0,1 |
Германия |
+1,1 |
Греция |
-33,2 |
Ирландия |
+0,1 |
Испания |
-12,2 |
Италия |
-6,5 |
Нидерланды |
-1,2 |
Португалия |
-13,0 |
Финляндия |
-2,3 |
Франция |
-0,9 |
Источник: ZenithOptimedia
Ситуация в зоне евро продолжает оказывать негативное влияние
на прогноз относительно роста во всем европейском регионе – он понижен с 0,4%
до -0,7% в Западной Европе и с 6,2% до 1,8% в Центральной и Восточной. Несмотря
на снижение темпов роста в 2012 году, рынок Центральной и Восточной Европы
быстро восстановится и уже в 2013 году покажет рост на 7,4%, а в России,
продолжающей оставаться в авангарде рекламного роста, ожидается небольшое
увеличение с 12% в 2012 году до 14% в 2013. Россия продолжает оставаться самым
крупным рекламным рынком в Центральной и Восточной Европе. Ее доля составляет
36% в регионе. ZenithOptimedia прогнозирует, что к 2014 году доля еще вырастет
– до 41%.
В 2013 году, во многом благодаря продолжающемуся росту рекламных рынков в
развивающихся странах, динамика глобального роста станет положительной. По
прогнозам группы, в 2013 году рынки этих стран вырастут в среднем на 8%. В
частности, мы ожидаем, что Центральная и Восточная Европа после тяжелого 2012
года продемонстрируют рост на 7,4% в 2013, Азия вырастет на 8,2%, а Латинская
Америка – на 10,1%. В США, благодаря рекордным расходам на политическую рекламу
и Олимпийским играм, также продолжится стабильный рост – на 3,6% 2013
году.
На Ближнем Востоке и в Северной Африке политическая ситуация продолжает
оставаться сложной, и это, безусловно, оказывает влияние на рекламный рынок. Мы
прогнозируем, что эти рынки вырастут в 2012 году лишь на 1%. В 2013 и 2014 гг.
рост там составит, соответственно, 2,8% и 2,3%.
Расходы на рекламу по регионам мира (основные медиа, . по текущему курсу)
Регион |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
С. Америка |
162 165 |
165 104 |
171 039 |
178 313 |
186 344 |
Западная Европа |
106 344 |
108 688 |
107 885 |
109 668 |
112 642 |
Азия/Тихоокеанский рег. |
125 059 |
132 172 |
140 383 |
148 423 |
157 155 |
Центральная/Восточная Европа |
24 181 |
26 151 |
26 631 |
28 592 |
31 089 |
Латинская Америка |
31 996 |
35 344 |
38 080 |
41 935 |
45 600 |
Ближний восток и Африка |
4 881 |
4 155 |
4 198 |
4 313 |
4 412 |
Остальной мир |
10 940 |
11 592 |
12 321 |
13 468 |
14 812 |
Итого |
465 566 |
483 206 |
501 536 |
524 712 |
552 054 |
Источник: ZenithOptimedia
Изменения по сравнению с предыдущими годами (основные медиа,
%)
|
2010 v 09 |
2011 v 10 |
2012 v 11 |
2013 v 12 |
2014 v 13 |
С. Америка |
2,7 |
1,8 |
4,2 |
3,6 |
4,5 |
из них США |
2,3 |
1,6 |
4,3 |
3,6 |
4,4 |
Западная Европа |
5,4 |
2,2 |
-0,7 |
1,7 |
2,7 |
Азия/Тихоокеанский рег |
10,6 |
5,7 |
6,2 |
5,7 |
5,9 |
кроме Японии |
19,4 |
10,7 |
8,0 |
8,2 |
8,5 |
Центральная/Восточная Европа |
9,3 |
8,1 |
1,8 |
7,4 |
8,7 |
Латинская Америка |
18,5 |
10,5 |
7,7 |
10,1 |
8,7 |
Ближний восток и Африка |
7,7 |
-14,9 |
1,0 |
2,8 |
2,3 |
Остальной мир |
16,2 |
6,0 |
6,3 |
9,3 |
10,0 |
Итого |
7,0 |
3,8 |
3,8 |
4,6 |
5,2 |
Источник: ZenithOptimedia
Несмотря на продолжающийся рост рынков развивающихся стран, по оценкам
ZenithOptimedia, США продолжает являться страной, приносящей глобальному
рекламному рынку больше всего бюджетов для роста. В 2011-2014 гг. ее вклад
составит 29%. Еще 36% добавят Китай, Бразилия, Россия и Индонезия.
Страны с наибольшим вкладом в рост мирового
рекламного рынка
(2014 к 2011, .)
№ |
Страна |
Рост объемов |
1 |
США |
19 821 |
2 |
Китай |
11 641 |
3 |
Бразилия |
5 397 |
4 |
Россия |
4 026 |
Индонезия |
3 911 |
|
5 |
Япония |
3 015 |
6 |
Аргентина |
2 268 |
7 |
ЮАР |
2 067 |
8 |
Великобритания |
1 883 |
9 |
Южная Корея |
1 702 |
Источник: ZenithOptimedia
В списке крупнейших рекламных держав в ближайшие два года нас ждут перемены – в
2013 году Бразилия обойдет Великобританию по объему рекламного рынка, а в 2014
Россия обойдет Канаду и станет 9 по размеру рынком в мире.
Крупнейшие рекламные рынки мира ($ млн по
текущему курсу)
|
2011 |
Объем |
|
2014 |
Объем |
1 |
США |
154 129 |
1 |
США |
173 950 |
2 |
Япония |
49 949 |
2 |
Япония |
52 964 |
3 |
Китай |
32 299 |
3 |
Китай |
43 940 |
4 |
Германия |
25 571 |
4 |
Германия |
26 828 |
5 |
Великобритания |
19 204 |
5 |
Бразилия |
22 216 |
6 |
Бразилия |
16 819 |
6 |
Великобритания |
21 088 |
7 |
Франция |
13 788 |
7 |
Франция |
14 216 |
8 |
Австралия |
12 767 |
8 |
Австралия |
13 770 |
9 |
Канада |
10 974 |
9 |
Россия |
12 593 |
10 |
Южная Корея |
10 232 |
10 |
Канада |
12 394 |
Источник: ZenithOptimedia
Интернет продолжает являться самым динамично растущим медиа в мире. Расходы на
рекламу в этом медиа будут расти в среднем на 15% в год в период с 2011 по 2014
гг. Одними из самых быстро растущих форматов являются реклама в социальных
медиа и видеореклама в сети.
Расходы по типам интернет-рекламы (. по текущему курсу)
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Банеры |
22 543 |
27 444 |
32 757 |
39 173 |
46 892 |
Classified |
11 443 |
11 063 |
11 830 |
12 571 |
13 296 |
Контекстная |
33 851 |
38 111 |
43 826 |
50 016 |
56 649 |
Итого |
67 837 |
76 618 |
88 413 |
101 761 |
116 837 |
Источник: ZenithOptimedia
В целом, по прогнозу ZenithOptimedia интернет-реклама продолжит увеличивать
свою долю в общих рекламных расходах, с 16% в 2011 году до 21,4% в 2014.
Интернет уже занимает более, чем 25% долю рекламного рынка в пяти странах
(Дании, Норвегии, Южной Корее, Швеции и США). В 2014 году, в семи странах мира
(Австралии, Канаде, Норвегии, Южной Корее, Швеции и Великобритании) эта доля
вырастет до 30%.
Доля телерекламы также растет – с 36,9% в 2005 году до 40,2% в 2011. Телесмотрение увеличивается, самые заметные события на телевизионном рынке привлекают рекордную аудиторию. В 2012 году спортивные мероприятия мирового масштаба, по нашим ожиданиям, позволят ТВ увеличить свою долю в общем рекламном пироге до 40,4%.
Расходы на рекламу по медиа ($ млн)
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Газеты |
98 337 |
96 520 |
93 844 |
92 626 |
91 682 |
Журналы |
45 216 |
44 933 |
43 644 |
43 088 |
42 860 |
ТВ |
183 042 |
191 907 |
200 490 |
209 465 |
219 860 |
Радио |
32 784 |
33 751 |
34 478 |
35 526 |
36 506 |
Кино |
2 358 |
2 472 |
2 721 |
2 782 |
2 984 |
Outdoor |
30 975 |
31 741 |
32 263 |
33 309 |
34 629 |
Интернет |
67 837 |
76 618 |
88 413 |
101 761 |
116 837 |
Итого * |
460 550 |
477 941 |
495 854 |
518 557 |
545 358 |
Источник: ZenithOptimedia
* Общие цифры ниже, чем в таблице «Расходы на рекламу по регионам
мира», так как в некоторых странах мира нет разбивки расходов по
медиа.
Доля медиа в общих расходах на рекламу (%)
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Газеты |
21,4 |
20,2 |
18,9 |
17,9 |
16,8 |
Журналы |
9,8 |
9,4 |
8,8 |
8,3 |
7,9 |
ТВ |
39,7 |
40,2 |
40,4 |
40,4 |
40,3 |
Радио |
7,1 |
7,1 |
7,0 |
6,9 |
6,7 |
Кино |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Outdoor |
6,7 |
6,6 |
6,5 |
6,4 |
6,3 |
Интернет |
14,7 |
16,0 |
17,8 |
19,6 |
21,4 |
Источник: ZenithOptimedia
Прогноз развития Российского рекламного рынка в 2012
г.
По прогнозу ZenithOptimedia Group Russia по итогам 2012 года российский рынок
вырастет на 12% относительно предыдущего года. Расходы на рекламу достигнут
296,4 млрд рублей.
Российский рынок продолжит расти быстрее глобального и восточноевропейского,
однако перспективы роста российской экономики продолжают оставаться зависимыми
от международных цен на сырьевые ресурсы. По прогнозам Economist Intelligence
Unit средние цены на нефть продолжат оставаться на высоком уровне в 2013-2016
гг. МВФ прогнозирует рост российского ВВП на 4% в 2012 и на 3,9% в 2013 г.
Спрос на товары и услуги, согласно данным Росстата, также продолжает
медленно расти и остается одним из основных двигателей роста.
Интернет-реклама, расходы на которую в прошлом году впервые превзошли затраты
на рекламу в прессе и OOH, продолжит динамичное развитие – на 35% в 2012 году.
К 2014 году ее доля в общих расходах на рекламу достигнет 25,4% (в 2011 она
составила – 15,9%). Нишевое ТВ также опережает другие медиа по динамике
роста.
Медленнее других растут реклама в прессе и наружная реклама. Их доли в общем «рекламном пироге» будут снижаться с 15% и 13% соответственно в 2011 году до 12%, и 12% в 2014.
Объем рекламы в средствах ее распространения в России (млн. рублей, без НДС)
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012* |
Телевидение* (в т.ч. кабельно-спутниковое) |
96 400 |
110 800 |
131 060 |
141 630 |
Печатные СМИ (газеты, журналы, рекламные издания) |
35 600 |
38 000 |
40 400 |
41 900 |
Радио |
9 253 |
10 300 |
11 845 |
13 870 |
Наружная реклама |
25 200 |
29 700 |
34 300 |
37 390 |
Интернет (в т.ч. контекстная реклама) |
19 133 |
26 800 |
41 800 |
56 450 |
Прочие носители (в т.ч.indoor и кинотеатры) |
2 200 |
3 100 |
4 092 |
5 150 |
ИТОГО |
187 785 |
218 700 |
263 497 |
296 390 |
Источник: ZenithOptimedia Group
Russia
*- прогноз
Темпы прироста по отношению к предыдущему году (Россия, %)
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012* |
Телевидение* (в т.ч. кабельно-спутниковое) |
-18% |
15% |
18% |
8% |
Печатные СМИ (газеты, журналы, рекламные издания) |
-44% |
7% |
6% |
4% |
Радио |
-29% |
11% |
15% |
17% |
Наружная реклама |
-40% |
18% |
15% |
9% |
Интернет (в т.ч. контекстная реклама) |
9% |
40% |
56% |
35% |
Прочие носители (в т.ч.indoor и кинотеатры) |
-19% |
41% |
32% |
26% |
ИТОГО |
-27% |
16% |
20% |
12% |
Источник: ZenithOptimediaGroupRussia