Партнером «Гемы» в наружной рекламе стал совладелец нефтегазовых месторождений
У входящего в автохолдинг «Гема» Александра Геллера оператора наружной рекламы ТРК, любимчика столичных чиновников, изменилась структура собственности: 20% ТРК получила управляющая компания «Инверсия», ранее инвестировавшая в добычу углеводородов
С 24 февраля 2016 года 20% в ООО ТРК принадлежит ООО «Управляющая компания «Инверсия», свидетельствует ЕГРЮЛ. Доля основателя автохолдинга «Гема» Александра Геллера в компании снизилась до 79%. Еще 1% ООО ТРК остался у его гендиректора Сергея Антипята. На сайте УК «Инверсия» указано, что теперь ТРК находится под ее управлением.
На особом счету у чиновников
ТРК – один из семи победителей рекламных аукционов, которые в 2013-2014 годах провел столичный департамент СМИ и рекламы. По итогам тех торгов входящая в автохолдинг «Гема» компания получила почти 1,5 тыс. мест под рекламные щиты и конструкции небольшого формата (так называемая уличная мебель), став таким образом вторым по количеству конструкций после Russ Outdoor (почти 2,2 тыс. мест под щиты и уличную мебель) игроком на столичном рынке.
Тогда ТРК взяла на себя обязательство перечислить в бюджет Москвы в течение десяти лет более 22,5 млрд руб. (для сравнения Russ Outdoor – более 27,2 млрд руб.). При этом ТРК оказалась на особом счету у чиновников департамента, свидетельствуют события последних лет.
Так, в декабре 2014 года не смог сделать платеж за очередной год работы на рынке один из победителей аукционов 2013 года – группа «Никэ». Департамент тогда расторг договор со структурой «Никэ» и демонтировал все ее конструкции. В том же декабре 2014 года ТРК также не смогла вовремя заплатить более 2 млрд руб., просто предоставив вексель. Чиновники его приняли. Сам платеж компания сделала только в феврале 2015-го. Возглавлявший тогда департамент Владимир Черников сначала говорил, что ведомство «прорабатывает вопрос» взыскания с ТРК неустойки за просроченный платеж, однако затем заявил, что для этого нет никаких оснований.
А в декабре 2015 года департамент предоставил ТРК гигантскую, 45-процентную скидку. За очередной год компания перечислила в бюджет Москвы вместо базовых 2,25 млрд только 1,23 млрд руб. Для всех остальных столичных операторов наружной рекламы скидка (учитывала конструкции, которые нельзя было своевременно установить по вине города) составила только 5-17%. Руководитель департамента Иван Шубин отказался объяснить, чем обусловлена такая преференция ТРК.
Свои финансовые показатели ТРК не раскрывает. Нет о них сведений и в базе «СПАРК-Интерфакс». В 2015 году возможная выручка ТРК могла составить 1,56 млрд руб. с НДС, оценивает исследовательская компанния «ЭСПАР-Аналитик». По этому показателю ТРК является четвертым в стране оператором наружной рекламы после Russ Outdoor (5,9 млрд руб. по результатам мониторинга в 50 городах, без учета небольших форматов), Gallery (4,7 млрд руб.) и «Вера-Олимп» (1,7 млрд руб.).
Другая компания «Гемы» – ООО «Авто Селл» – в 2011 году по итогам аукциона стала рекламным оператором столичной подземки метрополитена, пообещав за пять лет выплатить ГУП «Московский метрополитен» более 14 млрд руб. В июле 2015-го из-за скопившейся заложенности ГУП расторг договор с «Авто Селлом» и через суд потребовал в бывшего подрядчика более 1,1 млрд руб.
Сейчас связанная с «Гемой» структура планирует участвовать в аукционе по выбору нового рекламного подрядчика московского метрополитена, на котором будет разыгран уже десятилетний контракт минимальной стоимостью почти 17,6 млрд руб. Причем не исключено, что от связанных с «Гемой» структур на торги поданы две заявки.
В компании с углеводородами и картоном
УК «Инверсия», как указано на ее сайте, основана в середине 2014 года и специализируется «на предоставлении комплексных услуг в сфере управления промышленными активами». Компания создана Сергеем Гилевым, выходцем из финансовой корпорации «Открытие». В частности, в 2011-2014 годах г-н Гилев возглавлял долговой центр «Открытие».
Банк «Открытие» как раз является кредитором ТРК. Ее активы, по данным «СПАРК—Интерфакс», находятся по август 2023 года в залоге у ПАО «Банк ФК «Открытие». Никакой взаимосвязи между кредитованием в «Открытии» и покупкой «Инверсией» доли в ТРК нет, уверяет представитель «Инверсии» Наталья Анисимова. По ее словам, интерес к наружной рекламе обусловлен тем, что на этом рынке осталось мало крупных игроков. «Покупая процент в ТРК, мы, таким образом, покупаем долю рынка», - объясняет г-жа Анисимова. Сумму сделки она назвать отказалась.
Сделка никак не привела к измению руководства ТРК. «Мы не видим необходимости сейчас менять операционный менеджмент компании, - говорит Наталья Анисимова. - Совета директоров у ТРК нет, но, возможно, в течение года мы проработаем этот вопрос». Сейчас представителей «Инверсии» в руководстве ТРК нет.
При этом «Инверсию» нынешние финансовые показатели оператора наружной рекламы не удовлетворяют, но УК, по словам г-жи Анисимовой, «оптимистично оценивает» перспективы ТРК.
«Инверсия» управляет «рядом разноплановых проектов» и видит «потенциальный
эффект синергии», отметила представитель УК. Помимо оператора наружной рекламы
у «Инверсии» сейчас еще три актива. Это Тимано-Печерская газовая компания,
владеющая восемью лицензиями на право пользования недрами; «Харьяга», владеющая
двумя лицензиями на разведку и добычу углеводородов в Красноярском крае (по
информации
РБК, основной владелец «Харьяги» – Александр Мамут) и,
наконец, целлюлезно-бумажный комбинат «Кама».
ПредставительТРК пока не ответил на запрос AdIIndex.