04 Февраля 2016 | 15:16

«Гема» получила от столичных чиновников гигантскую скидку

Входящий в автохолдинг «Гема» оператор наружной рекламы ТРК заплатил за право работать в 2016 году на московском рынке только 1,23 млрд руб., что почти вдвое меньше базовой суммы. Всем остальным владельцам рекламных конструкций выплаты были снижены в лучшем случае лишь на 17%

Картинка «Гема» получила от столичных чиновников гигантскую скидку

Уходят, уходят, уходят…

Столичный департамент СМИ и рекламы назвал точный размер выплат, которые в минувшем декабре произвели в бюджет Москвы победители рекламных аукционов 2013-2014 годов. На тех торгах были разыграны 8,8 тыс. мест под рекламные щиты, конструкции небольшого формата (так называемая уличная мебель) и афишные стенды. Семь победителей аукционов пообещали в течение 10 лет выплатить городу почти 97,4 млрд руб.

Но в итоге город получит меньшую сумму. Уже сошел с дистанции оператор наружной рекламы «Никэ», чья структура – ООО «Илион» – на аукционе 2013 года выиграла 802 места под рекламные щиты за 13,2 млрд руб. В декабре 2014-го «Илион» не смог выплатить предусмотренные контрактом 1,3 млрд руб. за очередной год работы, и чиновники аннулировали все выданные компании разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и в одностороннем порядке расторгли договоры.

А в декабре 2015 года, как уже сообщал AdIndex, по одному, самому крупному договору, не смогла расплатиться группа «Вера-Олимп», чье ЗАО «Олимп» в 2013-м выиграло, в частности, за 12,5 млрд руб. 687 мест под рекламные щиты. Только в конце января 2016 года департамент объявил о расторжении этого до сих пор не оплаченного договора.

Таким образом, только из-за дефолта «Никэ» и «Веры-Олимп» бюджет Москвы недополучит более 19 мрлд руб. Но в декабре 2015-го, отправляя победителям аукционов платежные поручения, чиновники департамента скорректировали размер выплат. Они были снижены с учетом так называемых городских случаев, когда конструкцию нельзя было установить или она была поставлена в большой задержкой по вине города, например из-за ремонта дороги, расширения трассы и т.п.

Особые условия для «Гемы»

В ответ на запрос физического лица руководитель столичного департамента СМИ и рекламы Иван Шубин сообщил, какую конкретную сумму заплатил в декабре каждый из победителей аукционов. Так, компания «Расвэро», выигравшая в 2013 году 555 мест под уличную мебель, перечислила на счет казначейства Москвы почти 250 млн руб., что лишь на 1% меньше базовой суммы. Иными словами, «Расвэро» эксплуатирует практически все места из полученных по итогам аукциона. Для входящего в группу Russ Outdoor ООО «Русс Аутдор» платеж за 2016 год был снижен на 10%, до 2,45 млрд руб., для входящего в группу Gallery ООО «Гэллэри Сервис» – на 15%, до 1,15 млрд руб. Если бы «Вера-Олимп» сделала все платежи, то их размер был бы на 17% меньше базового.

А вот входящему в автохолдинг «Гема» Александра Геллера ООО ТРК чиновники предоставили колоссальную по сравнению с другими операторами скидку – 45%. Компания, получившая на аукционе 2014 года более 1,3 тыс. мест под щиты и уличную мебель и ставшая тем самым вторым по числу конструкций оператором наружной рекламы в столице, должна была в декабре заплатить в бюджет Москвы более 2,25 млрд руб. Но фактический платеж составил лишь 1,23 млрд руб., следует из ответа господина Шубина. Получается, что почти половину выигранного на торгах инвентаря «Гема» так и не использует.

Гендиректор ТРК Гюля Коган пока не ответила на запрос AdIndex.

Входящая в «Гему» компания ТРК, по данным исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик» на декабрь 2015 года, располагает в Москве 1,9 тыс. рекламных поверхностей (не равны количеству конструкций, так как обычно одна конструкция располагает двумя и более поверхностями) общей площадью 41,7 тыс. кв. м. Аналогичный показатель, к примеру, у Russ Outdoor в столице – 8,6 тыс. поверхностей общей площадью 103,9 тыс. кв. м. Возможную выручку «Гемы» в 2015 году «ЭСПАР-Аналитик оценивает в 1,16 млрд руб. По этому показателю компания является четвертым в стране оператором наружной рекламы после Russ Outdoor (5,9 млрд руб. по результатам мониторинга в 40 городах), Gallery (4,7 млрд руб.) и «Веры-Олимп» (1,7 млрд руб.)

У чиновников столичного департамента СМИ и рекламы особое отношение к «Геме», свидетельствуют события 2014 года. В декабре того года ТРК не смогла своевременно перевести в бюджет Москвы всю положенную сумму. Компания просто предоставила вексель, который чиновники приняли, а сам платеж на 2 млрд руб. сделала только в феврале 2015 года. Возглавлявший тогда департамент Владимир Черников сначала говорил, что ведомство «изучает» вопрос о взыскании с ТРК неустойки за просроченный платеж, а потом заявил, что для этого нет никаких оснований.

Сейчас с другой структуры «Гемы» – компании «Авто Селл» – пытается взыскать через суд более 1,1 млрд руб. ГУП «Московский метрополитен». «Авто Селл» был рекламным подрядчиком столичной подземки с 2011 года, но из-за неплатежей договор с ним был досрочно расторгнут в июле прошлого года.

Если предоставленные всем победителям рекламных торгов скидки распространятся и на последующие годы, то с учетом дефолта «Никэ» и «Веры-Олимп» выплаты в бюджет Москвы за десять лет, по подсчетам AdIndex, могут составить лишь 62,7 млрд руб. против изначально анонсированных 97,4 млрд руб. И то при условии, что в декабре 2016 года расплатиться с городом смогут все оставшиеся на рынке компании.

Победители столичных торгов на наружную рекламу 

Компания

ООО «Русс Аутдор»

ООО ТРК

ЗАО «Олимп»

ООО «Гэллэри Сервис»

ОАО «Художественно-производственное объединение»

ООО «Расвэро»

ООО «Илион»*

Группа

Russ Outdoor

"Гема"

«Вера-Олимп«

Gallery

корпорация "Руан"

"Расвэро"

«Никэ»

Выиграно мест под рекламные конструкции (штук) Всего

2152

1476

1362

760

1699

555

802

в 2013 году

2152

160

1238

760

1699

555

802

в 2014 году

 --

1316

124

 --

 --

 --

 --

Платеж в городской бюджет  (млн руб.) Базовый за десять лет

27212

22535

15512

13504

2900

2533

13176

Осуществленный в 2013-2014 годах

8164

4724**

4475

4013

1450

760

2635

Плановый на 2016 год

2721

2253

1551

1350

 --****

253

 

Фактический за 2016 год

2451

1230

297***

1154

 --

250

 

  Разница между фактическим и базовым платежом за 2016 год (%)

-10

-45

 --***

-15

 --

-1

 

Залог самой компании, ее учредителей или ее активов

у ПАО «Банк ВТБ» по июнь 2023 года

у ПАО «Банк "ФК Открытие» по август 2023 года

 --*****

у ОАО «Сбербанк России» по декабрь 2018 и май 2019 года

у ОАО АКБ «Международный финансовый клуб» по апрель 2017 года

 --

у ПАО "Банк «Возрождение» по декабрь 2016 года

* В декабре 2014 года структура «Никэ» – участвовавшее в аукционе ООО «Илион» – не сделала платеж за очередной, 2015-й год работы, и столичный департамент СМИ и рекламы в одностороннем порядке расторг с ней договоры и аннулировал все выданные разрешения на эксплуатацию конструкций.          

*** В декабре 2014 года структура «Гемы» – ООО ТРК – не смогла своевременно оплатить половину положенной суммы по итогам аукциона 2014 года. Компания предоставила вексель, а сам платеж был сделан только в феврале 2015 года. Департамент СМИ и рекламы не стал требовать с «Гемы» предусмотренную договором неустойку за просроченный платеж.          

*** В декабре 2015 года структура «Веры-Олимп» - ЗАО «Олимп» – не смогла заплатить почти 730 млн руб. по самому крупному договору  (687 мест под рекламные щиты), в конце января 2016 года столичный департамент СМИ и рекламы объявил о расторжении этого договора и выдал ЗАО «Олимп» предписание демонтировать неоплаченные конструкции. Ведомство пообещало также взыскать неустойку за тот срок, что конструкции незаконно эксплуатировались. Фактичекский платеж ЗАО «Олимп» по всем договорам должен быть на 17% меньше базовой суммы.          

**** В соответствии с аукционной документацией победитель торгов по афишным стендам после заключения договора выплачивает сразу сумму за первые пять лет работы.          

***** В открытых источниках нет информации о залоге активов «Веры-Олимп», однако известно, что ее кредитором является входящее в группу ВТБ ОАО «Банк Москвы».      

Источники: департамент СМИ и рекламы Москвы; ЕГРЮЛ; «СПАРК-Интерфакс».  
      

 

Автор: Сергей Соболев

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.