Цены на подержанные машины резко упали
Продажи подержанных автомобилей в России за январь—май упали на четверть, и покупатели теперь уже не готовы раскошеливаться на старые машины. Спросом пользуются самые дешевые предложения во всех сегментах: цены на отдельные модели с пробегом с зимы упали уже на треть
По данным экспертов и участников рынка, на вторичные продажи давит предложение новых автомобилей: после стабилизации курса рубля производители начали активно предлагать скидки, и продавцы машин с пробегом вынуждены умерить свои аппетиты.
Российский рынок подержанных автомобилей за первые пять месяцев года просел заметно меньше, чем продажи новых машин. По данным "Автостата", в январе--мае реализация на вторичном рынке упала на 24%, до 1,8 млн машин, а в мае продажи снизились на 29,5%, до 366,8 тыс. машин. Рынок новых автомобилей с начала года, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), рухнул на 37,7%, до 641,9 тыс. машин.
Но в последние месяцы на вторичном рынке фиксируется резкое снижение цен на машины: по данным автомобильного интернет-аукциона CarPrice, средние цены по ряду сегментов опустились уже ниже докризисного уровня. Цены на компакт-сегмент с января упали примерно на 17%: Ford Focus с пробегом в мае в среднем стоил 358 тыс. руб., Volkswagen Jetta — 363,2 тыс. руб. Цена кроссоверов сократилась в среднем на 10% (например, BMW X5 в мае покупали за 1,1 млн руб., а Nissan Qashqai — за 549,2 тыс. руб.). Показателен класс С: Skoda Octavia с февраля подешевела на 35%, до 356 тыс. руб. Сильное снижение и в премиум-классе: средняя цена на Audi A6 с пробегом упала на 21%, до 414 тыс. руб., на Honda Accord — на 23%, до 518,5 тыс. руб.
Резкое снижение цен в "Автомире" "Ъ" объяснили тем, что производители делают скидки на новые автомобили и для стимулирования спроса на подержанные машины продавцам нужно увеличивать разницу между ценами. Весной на складах был существенный излишек машин, добавляет глава направления trade-in дивизиона "Внуково" ГК "Автоспеццентр" Дмитрий Бусаров, дешевле было распродать все в убыток, чем платить за склады.
Цены на автомобили резко росли в конце 2014 года вслед за девальвацией рубля, динамика цен на новые машины по ряду брендов достигала 60%. В начале года темпы замедлились, а со стабилизацией рубля цены производителей стали снижаться. Например, Ford c начала года опустил цены на свои модели на 6-23%, Renault — на 3-6%, Peugeot — в пределах 10%, а практически ушедшая из России GM распродает остатки Opel и бюджетных Chevrolet со скидкой в 25%. Схожая картина была и на вторичном рынке: цены достигли пика в январе-феврале и затем пошли вниз.
В целом, по данным "Автостата", продажи брендов на вторичном рынке снижались равномерно, в рост не удалось выйти ни одному крупному игроку. Продажи Lada с начала года упали на 30,2%, до 117 тыс. машин, у Toyota и Nissan — на 33,5%, до 39,6 тыс. машин, и на 30,2%, до 18,3 тыс. машин, соответственно. Сохранил популярность Chevrolet: вторичные продажи снизились на 29,3%, до 14,3 тыс. машин. При этом продажи этих марок — это более половины объема от всего рынка. Дмитрий Бусаров замечает, что пару лет назад Chevrolet Aveo и Cruze продавались дешево и активно покупались в корпоративные парки, сейчас, возможно, идет их обновление. Кроме того, после объявления GM об уходе из РФ цены на машины с пробегом бренда заметно упали, добавил он. Значительные объемы продаж Toyota и Nissan идут за счет большого количества машин этих марок на рынке, "они старые, но качественные", замечают в "Авилон Trade".
Руководитель автомобильной практики EY Андрей Томышев полагает, что один из факторов падения цен — их корректировка после их неоправданного завышения в начале года на фоне обесценения рубля и роста цен на новые автомобили, с февраля рубль укрепляется, а цены на новые авто снижают. По оценке CarPrice, при стабильном долларе летом цены на подержанные автомобили не упадут более чем на 10-15%. Те, кто покупает автомобиль как инвестицию, делали это зимой, а лето — традиционно не сезон для смены машин, говорят в компании. Но дилеры сходятся на том, что ценам на вторичном рынке "дальше падать некуда", и, скорее, ожидают небольшого роста.
Источник: Коммерсантъ