05 Декабря 2014 | 09:35

Теряющие зрителей кинотеатры с трудом оплачивают аренду в торгцентрах

Посещаемость российских кинотеатров начала падать во втором квартале, а осенью снизилась и выручка. В итоге киносети оказались перед непростым выбором: либо повышать цены на билеты, либо уходить из торговых центров, собственники которых не готовы снижать ставки аренды

Картинка Теряющие зрителей кинотеатры с трудом оплачивают аренду в торгцентрах

Не до развлечений

Во втором квартале 2014 года кинотеатры продали примерно 40,6 млн билетов, что на 4,2% меньше, чем за аналогичный квартал 2013-го, выручка немного выросла – на 1,7%, до 9,983 млрд руб., подсчитал измеритель киносборов Rentrak Corporation. По итогам третьего квартала посещаемость сократилась только на 0,8%, до 42,9 млн билетов, выручка увеличилась на 4,7%, до 10,061 млрд руб. Но уже в октябре, первом месяце четвертого квартала, падение по билетам год к году составило 8%, а по выручке – на 14%.

Показатели первого квартала были очень удачными, но все последние шесть месяцев рублевая выручка не прекращает падать, признает владелец сети кинотеатров «Киномакс» Борис Асриев. «При этом большая часть наших инвестиций и затрат на аренду и эксплуатацию – в долларах», – утверждает он.

«Имеющиеся накопления люди стараются вложить в технику и одежду, если мы повысим цены, то даже эта последняя отдушина в виде похода в кинотеатры им станет недоступна, – говорит владелец сети «Люксор» Игорь Добровольский. – Последний раз такой хаос мы наблюдали, кажется в 1991 году, когда в пятницу доллар стоил 6 руб., а в понедельник – 120 руб., мы тогда как раз первый фильм покупали».

С лета у всех дела пошли плохо, соглашается аналитик портала Filmz.ru Сергей Лавров: «Мы импортозависимая страна, все оборудование оттуда, расчеты идут в валюте. Свою лепту внесли российские фильмы, по экранному времени они занимают чуть ли не 50%, а выручку дают смешную – залы полупустые». Дальше покупательная способность резко пойдет вниз, а «последней вспышкой» станет Новый год, уверен Лавров.

«Аудитория, приходящая в кинотеатры хотя бы раз в месяц, – это около 5–6 млн человек, и это не самые, скажем так, малообеспеченные люди», – обнадеживает руководитель отдела аналитики «Бюллетеня кинопрокатчика» Андрей Белый.

Неподъемные ставки

Кинотеатры больше других арендаторов торговых центров пострадали из-за изменения курсов валют, говорит заместитель руководителя отдела торговых помещений CBRE Надежда Цветкова: «Например, продуктовые сети планомерно повышают цены на ряд товаров. Продукты будут нужны всегда, а развлечения – первое, от чего отказываются в кризис».

Киносети утверждают, что уже не в состоянии платить аренду по старым ставкам. «Сегодня по некоторым объектам, где нам еще не удалось договориться о переходе на приемлемые ставки аренды, размер операционных расходов достигает 25%, из которых 15% приходится на аренду, договора по которой номинированы в долларах, что напрочь убивает экономику кинотеатров», – говорит директор по стратегии сети «Формула кино» Кирилл Иванов. «Половина выручки в любом кинотеатре идет на оплату кинолент. Нормальный целевой показатель по аренде – 8–9%», – добавляет Добровольский из «Люксора».

С 2011 по 2013 год ставки аренды для кинотеатров общей площадью 3–5 тыс. кв. м ежегодно увеличивались, в среднем на 8–12%, на начало 2014 года средняя ставка составила $250–300 за 1 кв. м в год, рассказывает Цветкова. Правда, по ее словам, в 2014‑м долларовые цены постепенно корректируются вниз: ставка для крупных арендаторов площадью 5 тыс. кв. м и более снизилась до $150 за 1 кв. м в год. По итогам третьего квартала стоимость аренды 1 кв. м в год опустилась до $170–230 против $180–270 годом ранее, подтверждает представитель консалтинговой компании «Магазин магазинов».

Наилучшим вариантом может стать введение сквозного процента с  оборота, когда арендная ставка привязана не к валюте, а к выручке кинотеатра, считает Иванов из «Формулы кино»: «Это нормальная схема, давно практикуемая на Западе. Она создает эффект взаимной заинтересованности владельца торгцентра и кинотеатра в росте и трафика, и доходов. Мы не можем работать себе в убыток, поэтому в случае, если договориться с арендодателями не удастся, мы будем вынуждены закрывать убыточные кинотеатры».

Источник: РБК Daily

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.