Российские операторы на грани потери доходов из-за Skype
Российские сотовые операторы вскоре могут начать терять доходы от традиционных услуг связи (передача голоса и текстовых сообщений) из-за перетекания доходов к наложенным интернет-сервисам (OTT-сервисы)
К числу OTT-сервисов относятся службы мгновенных сообщений (мессенджеры) вроде WhatsApp, сервисы IP-телефонии типа Skype, видео-сервисы (Instagram), социальные сети и другие. Эти сервисы предоставляют услуги, используя сети сотовой связи, однако, как правило, не платят за это сотовым операторам, получая в то же время доход от своих услуг напрямую от сотовых абонентов или за счет рекламы.
По оценке J’son & Partners Consulting, критический уровень проникновения смартфонов, после которого ОТТ-сервисы начнут играть заметную роль в снижении операторской выручки от традиционных услуг, оценивается в 35-50% от численности населения страны. Это связано с тем, что пользователи смартфонов активно используют OTT-сервисы вместо услуг самих сотовых операторов по голосовой связи и передаче текстовых сообщений. В то же время, по данным Google/Ipsos MediaCT, сейчас в России уровень проникновения смартфонов уже достиг 36%. Таким образом, российские сотовые операторы находятся на грани, за которой можно ожидать снижения их доходов от традиционных услуг.
Согласно данным J’son & Partners Consulting, эти доходы сотовых операторов в РФ уже находятся в стадии стагнации. Так, совокупные доходы сотовых операторов «большой тройки» — МТС, «Вымпелкома» («Билайн») и «Мегафона») — в 2012 году выросли по сравнению с 2011 годом лишь на 1,5%, а в первом полугодии 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года — на 2,6% до 19,3 миллиарда рублей. Такая же картина наблюдается в отношении доходов от передачи голоса (без учета роуминга и межоператорских расчетов): в прошедшем году они выросли лишь на 0,5%, а в первом полугодии текущего года даже снизились до 162,6 миллиарда рублей против 164,2 миллиарда рублей год назад.
В то же время, как подчеркивают аналитики, рост доходов от передачи данных вследствие роста проникновения смартфонов, как правило, не компенсирует падение операторской выручки от традиционных услуг (голос, SMS). В этой ситуации сотовым операторам следует несколько стратегий взаимоотношений с ОТТ-игроками. Это может быть прямое партнерство с взиманием операторами комиссии за предоставление доступа к платным OTTсервисам, включение доступа к отдельным ОТТ-сервисам в универсальные тарифные предложения операторов; разработка и запуск операторами собственных аналогичных сервисов, считают аналитики J’son & Partners Consulting.
Источник: Digit.ru