В смете на размещение рекламы были замечены высокие цены
Провести полную проверку сметы
On-line Buying Check
15 Февраля 2012
Walmart близка к покупке «Карусели»
Крупнейшая в мире розничная сеть Walmart, старшим вице–президентом которой с осени 2011 года является экс–глава Х5 Лев Хасис, близка к покупке за $1,99 млрд сети гипермаркетов "Карусель" – самого проблемного актива Х5

О покупке сетью Walmart части бизнеса Х5 Retail Group может быть объявлено через 2-3 недели после наблюдательного совета Х5, который назначен на 16 февраля. Речь идет о сети из 77 гипермаркетов "Карусель", которая демонстрирует нулевой рост сопоставимых продаж.

О приходе американского ретейлера в Россию говорят и пишут уже почти 10 лет. Но лишь теперь у этих разговоров есть веское основание – старшим вице-президентом Walmart с осени прошлого года работает бывший глава X5 Лев Хасис. Никогда прежде у Walmart не было столь полного доступа к внутренней информации о состоянии российских активов, которые она рассматривала. Что же касается сети "Карусель", то сейчас она выглядит весьма подходящим объектом поглощения.

О готовящейся сделке "ДП" рассказали несколько топ-менеджеров Х5. "Я ожидаю, что о сделке объявят через 2-3 недели", – поделился с "ДП" один из топ-менеджеров Х5. Второй источник в компании отметил, что "сделка еще не состоялась, но очень скоро все произойдет". "Сделка состоит из нескольких этапов, и на любом она может сорваться", – говорит источник, знакомый с ходом переговоров.

Однако сам Лев Хасис, отвечающий в Walmart за слияния и поглощения, вчера не подтвердил эту информацию. "Мы не ведем переговоров с Х5 Retail Group и не планируем в ближайшее время никаких поглощений в России", – сообщил он, подчеркнув, что "сильные российские менеджеры могут быть в этом году привлечены в разные подразделения компании, в разные страны".

Речь о том, что Х5 может продать "Карусель", идет уже 1,5 года. Предпосылкой к таким разговорам послужило падение объемов продаж и отток трафика в гипермаркетах. "На протяжении 2010-2011 гг. мы видим нулевой рост сопоставимых продаж в формате гипермаркет. Менеджмент компании до недавнего времени объяснял слабость операционных результатов падением потребительского спроса, однако результаты конкурентов выглядят достаточно оптимистично", – говорит аналитик "ТКБ Капитал" Наталья Колупаева.

В действительности позиции "Карусели" выглядят довольно слабыми, отмечают аналитики. По словам Натальи Колупаевой, выручка на 1 м2 торговой площади составляет около $6,5 тыс. в год, в то время как "О’Кей" демонстрирует $11 тыс., выручка "Ашана" достигает $18 тыс./ м2, "Ленты" – более $10 тыс.

Недавно Х5 объявляла о намерении реформатировать свои гипермаркеты, приведя их к единому формату – 4500 м2 с текущих 3500-10000 м2. Но очевидно, что топ-менеджмент Х5 так и не смог эффективно управлять "Каруселью", купленной в 2008 г. у Formata Holding B. V. (основным владельцем был Андрей Рогачев) за $980 млн.

Стоимость сети "Карусель" аналитики оценивают от $1,6 млрд до $2 млрд с учетом текущей капитализации Х5.
На 1 января 2011 г. торговая площадь гипермаркетов (77 объектов) – 371 тыс. м2, оборот – около $2,3 млрд. "Таким образом, бизнес гипермаркетов Х5 можно примерно оценить на уровне $ 1,6-1,9 млрд с учетом долга", – отмечает Наталья Колупаева. Аналитик "Уралсиб кэпитал" Тигран Оганесян оценил стоимость сделки по покупке "Каруселей" в $1,5-2 млрд без учета долгов.

Мария Колбина, аналитик "ВТБ Капитал", считает справедливой оценку на уровне $750-800 млн.

Косвенным признаком, который может сигнализировать о продаже сети, является и сокращение офисного и линейного персонала этого формата. По словам одного из топ-менеджеров Х5, в Северо-Западном филиале сокращение составляет до 30%. "В одном гипермаркете средняя численность персонала – 200 человек, это значит, что мне надо уволить около 60 сотрудников", – сокрушается один из директоров "Карусели".

В настоящее время в Х5 издано распоряжение о ликвидации в двухнедельный срок всех стоков (давно не продающиеся товары) в гипермаркетах. Речь идет о непродовольственных товарах. В компании отмечают, что ликвидация стоков происходит ежегодно, но впервые это происходит в таком объеме.

Благотворительные фонды Петербурга не помнят, чтобы "Карусель" предлагала такое огромное количество товара. "Нам Х5 отдает очень много вещей", – рассказали в БФ помощи детям "Теплый дом", отметив, что слышали, что для раздачи благотворительным организациям приготовлено около 10 фур товара.

Акционеры Х5 давно недовольны тем, что Х5 теряет позиции и может уступить лидерство краснодарской сети "Магнит". Основной акционер розничной компании "Альфа-Групп" в марте 2011 г. объявил об отставке Льва Хасиса. На эту должность был назначен Андрей Гусев, занимавшийся на тот период в компании слияниями и поглощениями. Эта смена повлекла за собой кадровые перестановки в первой линейке топ-менеджеров.

В компании началась реорганизация, в результате которой каждый формат получил большую, чем прежде, самостоятельность. Руководить проблемным форматом гипермаркет в ноябре 2011 г. был приглашен иностранец Ян Фукс, проработавший около 9 лет главным операционным директором сети "Кауфланд" в Чехии. В результате в филиалах Х5 были ликвидированы должности операционных директоров "Каруселей". Теперь за этот формат отвечают региональные директора, напрямую подчиняющиеся топ-менеджеру в Москве.

Введенная с большим пафосом весной 2010 г. бонусная "Волшебная карта", призванная повысить лояльность среди существующих покупателей и привлечь новых, чудес не сотворила. Отток покупателей происходил по-прежнему. В итоге в головном офисе Х5 было принято решение свернуть программу лояльности: с 1 апреля эта карта перестает действовать. Причем взамен покупателям никакой альтернативы не предлагается.

Когда Walmart открыла свое представительство в России в 2008 г., казалось, что открытие первого магазина не за горами. Американская сеть планировала выйти на рынок России, купив кого-то из местных игроков. Известно, что она вела переговоры практически со всеми федеральными сетями, в том числе с "Лентой", "Седьмым континентом", "О’Кеем", "Копейкой" и той же Х5.

Однако в декабре 2010 г. Walmart объявила о закрытии представительства в России. В опубликованном сообщении со ссылкой на президента Walmart Дага Макмиллона говорилось: "Мы приняли решение о выходе на рынок (России) через покупку компании, а не путем строительства магазинов с нуля, и, поскольку в ближайшей перспективе мы не видим четко обозначенных партнеров для приобретения, нет необходимости продолжать деятельность нашего московского офиса". По его словам, интерес к России остается, но ближайшие покупки планируют в Африке, Японии и Индонезии.

Назначение экс-главы Х5 Льва Хасиса в октябре 2011 г. на должность старшего вице-президента Walmart для всего российского розничного рынка стало полной неожиданностью. Никогда еще российский топ-менеджер не занимал таких высоких позиций в крупнейших мировых корпорациях. По соглашению с Х5 Лев Хасис не имеет права до июня 2012 г. занимать руководящие посты в российских розничных сетях с годовым объемом продаж более 70 млрд рублей. После чего ему ничто не мешает вернуться на российский рынок.





Новости
сентябрь 2017
Каталог 7889 компаний
DDB RussiaБИГ ДЖЕК Маркетинг ВпечатленийFibr Film Production
Расширенный поиск
Cпецпроекты, нестандартная реклама Кейсы Каталог проектов The WIT
Самый большой каталог ООН в России
рекламные щиты 3x6
Москва и регионы
адреса, фото и цены
160 000 поверхностей
Поиск
Эккаунты 3567 компаний
Найти
архив с 2002 по 2012 год доступен в Data Center