Walmart близка к покупке «Карусели»
Крупнейшая в мире розничная сеть Walmart, старшим вице–президентом которой с осени 2011 года является экс–глава Х5 Лев Хасис, близка к покупке за $1,99 млрд сети гипермаркетов "Карусель" – самого проблемного актива Х5
О покупке сетью Walmart части бизнеса Х5 Retail Group может быть объявлено через 2-3 недели после наблюдательного совета Х5, который назначен на 16 февраля. Речь идет о сети из 77 гипермаркетов "Карусель", которая демонстрирует нулевой рост сопоставимых продаж.
О приходе американского ретейлера в Россию говорят и пишут уже почти 10 лет. Но лишь теперь у этих разговоров есть веское основание – старшим вице-президентом Walmart с осени прошлого года работает бывший глава X5 Лев Хасис. Никогда прежде у Walmart не было столь полного доступа к внутренней информации о состоянии российских активов, которые она рассматривала. Что же касается сети "Карусель", то сейчас она выглядит весьма подходящим объектом поглощения.
О готовящейся сделке "ДП" рассказали несколько топ-менеджеров Х5. "Я ожидаю, что о сделке объявят через 2-3 недели", – поделился с "ДП" один из топ-менеджеров Х5. Второй источник в компании отметил, что "сделка еще не состоялась, но очень скоро все произойдет". "Сделка состоит из нескольких этапов, и на любом она может сорваться", – говорит источник, знакомый с ходом переговоров.
Однако сам Лев Хасис, отвечающий в Walmart за слияния и поглощения, вчера не подтвердил эту информацию. "Мы не ведем переговоров с Х5 Retail Group и не планируем в ближайшее время никаких поглощений в России", – сообщил он, подчеркнув, что "сильные российские менеджеры могут быть в этом году привлечены в разные подразделения компании, в разные страны".
Речь о том, что Х5 может продать "Карусель", идет уже 1,5 года. Предпосылкой к таким разговорам послужило падение объемов продаж и отток трафика в гипермаркетах. "На протяжении 2010-2011 гг. мы видим нулевой рост сопоставимых продаж в формате гипермаркет. Менеджмент компании до недавнего времени объяснял слабость операционных результатов падением потребительского спроса, однако результаты конкурентов выглядят достаточно оптимистично", – говорит аналитик "ТКБ Капитал" Наталья Колупаева.
В действительности позиции "Карусели" выглядят довольно слабыми, отмечают аналитики. По словам Натальи Колупаевой, выручка на 1 м2 торговой площади составляет около $6,5 тыс. в год, в то время как "О’Кей" демонстрирует $11 тыс., выручка "Ашана" достигает $18 тыс./ м2, "Ленты" – более $10 тыс.
Недавно Х5 объявляла о намерении реформатировать свои гипермаркеты, приведя их к единому формату – 4500 м2 с текущих 3500-10000 м2. Но очевидно, что топ-менеджмент Х5 так и не смог эффективно управлять "Каруселью", купленной в 2008 г. у Formata Holding B. V. (основным владельцем был Андрей Рогачев) за $980 млн.
Стоимость сети "Карусель" аналитики оценивают от $1,6 млрд
до $2 млрд с учетом текущей капитализации Х5.
На 1 января 2011 г. торговая площадь гипермаркетов (77 объектов) – 371 тыс. м2,
оборот – около $2,3 млрд. "Таким образом, бизнес гипермаркетов Х5 можно
примерно оценить на уровне $ 1,6-1,9 млрд с учетом долга", – отмечает Наталья
Колупаева. Аналитик "Уралсиб кэпитал" Тигран Оганесян оценил стоимость сделки
по покупке "Каруселей" в $1,5-2 млрд без учета долгов.
Мария Колбина, аналитик "ВТБ Капитал", считает справедливой оценку на уровне $750-800 млн.
Косвенным признаком, который может сигнализировать о продаже сети, является и сокращение офисного и линейного персонала этого формата. По словам одного из топ-менеджеров Х5, в Северо-Западном филиале сокращение составляет до 30%. "В одном гипермаркете средняя численность персонала – 200 человек, это значит, что мне надо уволить около 60 сотрудников", – сокрушается один из директоров "Карусели".
В настоящее время в Х5 издано распоряжение о ликвидации в двухнедельный срок всех стоков (давно не продающиеся товары) в гипермаркетах. Речь идет о непродовольственных товарах. В компании отмечают, что ликвидация стоков происходит ежегодно, но впервые это происходит в таком объеме.
Благотворительные фонды Петербурга не помнят, чтобы "Карусель" предлагала такое огромное количество товара. "Нам Х5 отдает очень много вещей", – рассказали в БФ помощи детям "Теплый дом", отметив, что слышали, что для раздачи благотворительным организациям приготовлено около 10 фур товара.
Акционеры Х5 давно недовольны тем, что Х5 теряет позиции и может уступить лидерство краснодарской сети "Магнит". Основной акционер розничной компании "Альфа-Групп" в марте 2011 г. объявил об отставке Льва Хасиса. На эту должность был назначен Андрей Гусев, занимавшийся на тот период в компании слияниями и поглощениями. Эта смена повлекла за собой кадровые перестановки в первой линейке топ-менеджеров.
В компании началась реорганизация, в результате которой каждый формат получил большую, чем прежде, самостоятельность. Руководить проблемным форматом гипермаркет в ноябре 2011 г. был приглашен иностранец Ян Фукс, проработавший около 9 лет главным операционным директором сети "Кауфланд" в Чехии. В результате в филиалах Х5 были ликвидированы должности операционных директоров "Каруселей". Теперь за этот формат отвечают региональные директора, напрямую подчиняющиеся топ-менеджеру в Москве.
Введенная с большим пафосом весной 2010 г. бонусная "Волшебная карта", призванная повысить лояльность среди существующих покупателей и привлечь новых, чудес не сотворила. Отток покупателей происходил по-прежнему. В итоге в головном офисе Х5 было принято решение свернуть программу лояльности: с 1 апреля эта карта перестает действовать. Причем взамен покупателям никакой альтернативы не предлагается.
Когда Walmart открыла свое представительство в России в 2008 г., казалось, что открытие первого магазина не за горами. Американская сеть планировала выйти на рынок России, купив кого-то из местных игроков. Известно, что она вела переговоры практически со всеми федеральными сетями, в том числе с "Лентой", "Седьмым континентом", "О’Кеем", "Копейкой" и той же Х5.
Однако в декабре 2010 г. Walmart объявила о закрытии представительства в России. В опубликованном сообщении со ссылкой на президента Walmart Дага Макмиллона говорилось: "Мы приняли решение о выходе на рынок (России) через покупку компании, а не путем строительства магазинов с нуля, и, поскольку в ближайшей перспективе мы не видим четко обозначенных партнеров для приобретения, нет необходимости продолжать деятельность нашего московского офиса". По его словам, интерес к России остается, но ближайшие покупки планируют в Африке, Японии и Индонезии.
Назначение экс-главы Х5 Льва Хасиса в октябре 2011 г. на должность старшего вице-президента Walmart для всего российского розничного рынка стало полной неожиданностью. Никогда еще российский топ-менеджер не занимал таких высоких позиций в крупнейших мировых корпорациях. По соглашению с Х5 Лев Хасис не имеет права до июня 2012 г. занимать руководящие посты в российских розничных сетях с годовым объемом продаж более 70 млрд рублей. После чего ему ничто не мешает вернуться на российский рынок.
Источник: Деловой Петербург